Сибирские огни, 1975, №9
В холле тесно —прибыла очередная груп па туристов. Интересно: сколько из них го товы к такому же общению с нами и сколь ко помнят о Сталинграде? «А в России разрешают носить длинные волосы?» «Элевейтор» —газета старшей средней школы в городе Орегон-Сити — в своем ян варском номере поместила следующую ин формацию: «В настоящее время Интерна циональный клуб насчитывает шесть членов. Мы собираемся в понедельник, вторник и четверг после занятий для изучения русско го языка. Мы уже были на советском тепло ходе. И хотя мы способны говорить боль ше, чем только «спасибо» и «благодарю», это было все, что мы говорили по-русски на судне. Если вы интересуетесь вступле нием в Интернациональный клуб, свяжи тесь с мистером Шоувейлером в конференц- зале библиотеки». В этих строчках —объяснение появления на нашем судне группы школьников во гла ве с Рейнольдом Шоувейлером и Мэй- вис Капе. Встреча с ними не обошлась без курье зов. Гости привезли с собой пару пакетов. Рейнольд объяснил, что это конфеты, кото рые они хотели бы обменять на черный хлеб. Обмен не состоялся, но хлеба мы им дали. Школьники — народ любопытный и любо пытствующий. Видимо, интерклуб вырос за полгода после той заметки, потому что груп па была большой. Мы провели их по судну, показали все, что они хотели посмотреть, накормили русским борщом. Вопросов было много, и все-таки Шоувейлер , сказал, что им хотелось бы поговорить с нами еще, и пригласил приехать в школу, что мы и сде лали с удовольствием на следующий день. «Сеньор хай-скул» в Орегон-Сити распо ложена на пригорке. На ее территории мно го зелени. Главное здание, судя по архитек туре, построено лет тридцать-сорок назад, но со светлыми просторными классами, ши рокими коридорами. Позднее пристроены еще два здания, в которых расположены тоже просторные классы-кабинеты, гимна стические залы, мастерские, столовые-кафе терии. В Америке и Канаде учащихся стар ших классов таких школ называют студен тами. Здесь, видимо, надо сказать несколь ко слов об американской (в Канаде, как мы убедились, то же самое) школьной системе. Школ три типа: государственные, церков ные и частные. Три ступени: элементар ная— I—VI классы, младшая средняя-— VII—IX классы и старшая средняя — X—XII классы. Последняя, как правило, дает подготовку, позволяющую поступить в университет или колледж. И, как правило, в таких школах осуществляется профилиро вание: одна и та же школа может иметь академический профиль, готовя учащихся к поступлению в вуз; коммерческий, готовя счетоводов, делопроизводителей, машини сток, секретарей-стенографисток и т. д.; общий, готовящий выпускников к практиче ской деятельности вообще. Чтобы получить диплом школы, в которой мы были, ученик должен сдать сорок заче тов по различным курсам, в том числе опре деленное число зачетов по обязательным дисциплинам —английский язык, обще ственные предметы, математика, физвоспи- тание и естественные науки, а остальные курсы выбрать по своему желанию, чтобы добрать зачеты до сорока. Среди курсов, предлагаемых на выбор (а их число дохо дит до 120), есть такие, как иностранный язык, экономика домашнего хозяйства, жур налистика, биология, металловедение, бух галтерия, электроника, оркестр... Здесь нет смысла разбирать достоинства и недостатки такой системы образования, это слишком специальный разговор. Сошлюсь лишь на высказывание американского писателя Уил сона, приведенное профессором Ю. Ворон цовым, досконально изучившим этот пред мет: «Поступая в среднюю школу, амери канский юноша оказывается перед огром ным выбором предметов, которые в различ ных комбинациях могут привести к получению нужного свидетельства. Многие из этих предметов гораздо легче, чем физи ка, математика или иностранный язык. Он может изучить курсы «любовь и брак», «хо ровое пение» или «рекламное дело». Его .время истощается курсами машинописи и танцев». Мне хотелось бы отметить два момента. Во-первых, деловитость, продуманность и размах в обеспечении условий для прохож дения курсов. Для будущих бухгалтеров и конструкторов в классах имеется современ ное оборудование, включающее компьютеры, будущие клерки работают на новеньких, современных моделей пишущих машинках, а в механической мастерской — отличные станки, оборудование для газоэлектросвар- ки, позволяющее работать одновременно двум десяткам человек. В классе, где стоит веселый гомон будущих домохозяек и драз нящий аромат приготовляемых обедов, каждое «рабочее» место имеет полный на- .бор кухонных принадлежностей. Во-вторых, таких школ не так уж и мно го, и получение образования в них доступ но не каждому. Большинство детей рабо чих, фермеров, мелких служащих заканчи вают только «секондари-скул» — младшую среднюю. Но мы приехали в школу не только ра ди- знакомства с постановкой обучения в ней. С нами тоже хотели познакомиться поближе. ' В классе собралось десятка три завтраш них выпускников. Для нас это была напря женная работа, потому что встреча превра тилась по существу в двухчасовую лекцию о нашей стране. Надо прямо сказать, пред ставление у юных американцев о Советском Союзе весьма приблизительное. Самыми популярными были вопросы: — Разрешают в СССР молодежи носить длинные волосы? — Какие танцы разрешают танцевать молодежи?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2