Сибирские огни, 1975, №9

113 И все-таки не мог не заметить, что за самым задним столом, у стен­ ки, сидит женщина, а рядом с ней... а рядом с ней девочка лет трех-четы­ рех. «Всей семьей, значит, пришли на занятия,—едко подумал Кочер- гин. Скоро натянут здесь веревку и ползунки начнут сушить... Балаган, понимаешь, из занятий сделали!» —все более раздражаясь, думал Кочергин. Однако и тут безразличие взяло верх над раздражением. «Сидит,— немного спустя думал Кочергин о девочке,—тихо Сидит. В кубики вон играет. Ну и пусть сидит. Не один ли мне черт —кому читать? Хотя бы и деткам ясельного возраста, хотя бы и при развешанных пеленках...» И он продолжал лекцию, тщательно выговаривая слова, с некоторым усилием выталкивая эти слова из гортани в атмосферу аудитории. Но когда стал аккуратно вычерчивать мелом принципиальную схему копировально-фрезерного станка, то вдруг увидел, что справа от него на возвышении кафедры стоит та самая девочка и выводит что-то пальцем на доске. В аудитории тихонько прыснули. Кочергин бросил чертить и уставился на девочку. Она, приоткрыв рот, смотрела на него, и в глазах у нее не было страха, она, видимо, считала, что ничего плохого не сделала. Кочергин повернулся и метнул взгляд в конец аудитории. Мать де­ вочки сидела красная, то порывалась встать и делала дочери знаки — мол, немедленно иди на свое место! То опускала глаза и... вот-вот слезы брызнут. «Писала, значит, конспект,—прикинул в уме Кочергин,—и не заме­ тила, как девчонка выскользнула из-за стола и неслышно (в валенках же!) прошлак доске... Анекдот!» —Кочергин не знал, взорваться ему сейчас или обождать. Группа тоже ждала —что будет? Что скажет преподаватель? Такое и в самом деле недопустимо —понимали все. Ни в какие рамки не лезет. Этак до чего докатиться можно!.. Одним словом, получилась немая сцена, в аудитории установилась неловкая тишина. Теперь уже и девочка испуганно, во все глаза смотре­ ла на холодное лицо Кочергина. Позже Кочергин удивлялся себе —почему он поступил именно так, а не иначе. Откуда? Кто или что ему подсказало? Тем не менее поступил он так. Отломил кусочек мела и, протянув его девочке, провел вертикальную черту, разделив тем самым доску, мол, эта часть —тебе, а эта —мне, здесь ты рисуй, а я тут буду чертить. И продолжал лекцию как ни в чем не бывало, даже голос его, скуч­ ный и хрипловатый, не изменился, лицо ничуть не потеплело, не дрогнул ни один мускул на лице. Группа же облегченно как бы вздохнула, а у матери и впрямь, ка­ жется, слезы в глазах мелькнули... Так они и работали весь урок вместе: Кочергин на своей половине доски, девочка —на своей. Он писал по ходу объяснения формулы, чер­ тил схемы, она рисовала домик с окошками и с трубой, из которой валил кудрявый дым. После звонка женщина —сама виноватость,—догнала Кочергина в коридоре и стала извиняться и пояснять, что девочку не с кем оставить и так далее... — Вы где работаете? —спросил Кочергин, замедляя шаги, но не по­ вернув головы. Она ответила. — И сколько имеете?.. — Зарабатываю?.. Сто пятьдесят. — А вы знаете, что, получив диплом техника, вы будете иметь ну, рублей 80, не больше? 8. Сибирские огни № 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2