Сибирские огни, 1975, №8

кой» нередко встречаются длинноты, описа- тельность, заметно авторское стремление к сглаживанию ведущего конфликта произ­ ведения. Но нельзя не увидеть и того, что в «Уда­ ли молодецкой» автор показал хорошее зна­ ние жизни современного тувинского села, обнаружил умение по-новому организовать материал, положенный в основу произ­ ведения. В иной творческой манере работает дру­ гой, на мой взгляд, одаренный прозаик Ту­ вы — Кызыл-Эник Кудажи. Лирик по своей творческой натуре, он обладает способно­ стью тонкого проникновения в сферу слож­ ных мыслей и чувств своего современника. ...В тувинской степи ранней весной, когда снег еще кое-где серыми клочьями лежит в оврагах и логах, самым первым из поле­ вых цветов выбрасывает свой красный сте­ белек скромный цветок шончалай. И рас­ сказ Кудажи «Шончалай» построен по прин­ ципу внутреннего сопоставления этого цвет­ ка с маленькой девочкой по имени Шонча­ лай, разбудившей потом в сердце лириче­ ского героя-рассказчика трепетную юноше­ скую любовь, навсегда сохранившуюся в его сердце. Как это нередко бывает в жизни, молодым людям не суждено было открыться друг другу в своем чувстве. Шончалай после окончания школы-интерната уехала к себе домой и увезла с собой первую любовь юно­ го тувинца. Ненавязчиво, с соблюдением необходимо­ го здесь чувства художественной меры и такта, проводит автор поэтическую парал­ лель между прекрасной женщиной и весен­ ним первоцветом. Светлая грусть по безвоз­ вратно потерянной юношеской любви при­ дает всему рассказу особую задушевность и теплоту. Ничто, утверждает автор, не проходит в душе человека бесследно. Такова встреча лирического героя с первой своей любовью: «Вершины гор Эзирлига пылали золотым огнем. Белые облака низко спустились и, медленно плывя, задевали головы хреб­ тов. На душе было тепло и радостно. Я чув­ ствовал какое-то просветление. И одно мыс­ ленно я повторял, повторял: «Прощай, моя Шончалай!». Лирическое, начало в прозе Кудажи — не только результат творческой учебы у рус­ ских писателей, оно обусловлено своими, внутренними закономерностями развития национальной литературы, в которой ли­ ризм, писательское стремление к углублен­ ному раскрытию духовной, нравственной жизни человека, как и в других наших ли­ тературах, занимает все большее место. Связь прозы Кудажи с народной поэзией (а он ведь начал свой творческий путь в жанре поэзии) ощущается и в его повести «Тихий уголок»... Бесспорно—время неумеренных восторгов по поводу появления первых в молодых на­ ших литературах романов, повестей и рас­ сказов ушло безвозвратно. Пришла пора спокойно и обстоятельно разобраться в сложной работе самого трудного цеха в ли­ тературах тюркоязычных народов Южной Сибири — прозы. Эта статья — лишь первый опыт осмысле­ ния эпоса в литературах народов, обладаю­ щих известной общностью происхождения, культуры, языка. .Перед литературоведами и критиками Тувы, Хакасии, Горного Алтая открываются широкие просторы для разду­ мий о путях творческого роста талантливых сибирских прозаиков. Сегодня советскую многонациональную литературу трудно представить без младописьменных наших литератур. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 8. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство 1975 г Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. Адрес редакции: Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред. — 21-56-50, зам. гл. ред. 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67 отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-55-18 отв. секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 22-19-41. Бумага Сдано в набор 14 мая 1975 г. Подписано к печати 7 июля 1975 г. 70Х108'/|,= 16,8 печ. л„ 19,36 изд. л. Тираж 97.500. МН00622. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. «Советская Сибирь». Заказ 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2