Сибирские огни, 1975, №8

леный пояс», а также циклы «Маньчжур­ ская тетрадь» я «Новый перегон» Госу­ дарственной премии. Произошло это через полгода после смер­ ти Комарова. Все, что он создавал в по­ следние несколько лет жизни, достигалось предельным напряжением физических сил. Огромная воля Петра Комарова, его непре­ рывная творческая работоспособность, его общественная деятельность заслуживают глубочайшего уважения, они поистине пэ- разительнь 1 ! Ведь с конца 1947 года поэт- коммунист, любимец трудящихся края, вы­ полнял еще и обязанности (столь же почет­ ные, сколь и ответственные) депутата Ха­ баровского краевого Совета. И хотя его старались беспокоить реже, сам-то он не мог позволить себе равнодушно относиться к выполнению своего долга.' Много стихов написано в эти годы Кома­ ровым о людях колхозной деревни: «Степ­ ной вагон. Мерцанье свечек», «На птице­ ферме», «Лето». «Учетчик», «Костром би­ вачным чай пропах» и т. д. В ряде стихо­ творений решается характерная для этого периода творчества поэта тема мирного наступления. Среди героев этого цикла встречаем ■мы, конечно, и бывших фронто­ виков,— тех, о ком недавно можно было сказать луконинскими словами: «жажда трудной работы... ладони сечет», но кто те­ перь осуществил это острое желание, в чьих ладонях уже штурвал трактора, комбайна, молотилки, грузовика, перевозя­ щего зерно. Помимо многочисленных стихов разного плана, о которых речь шла выше, он в пос­ левоенные годы активно продолжал созда­ вать стихи и прозаические миниатюры для маленьких читателей. В 1945 году вышла его книжка рассказов о зверях «Лесной гость», в 1946 году две его детские книжки вышли в Хабаровске и одна в Москве, при­ чем сборник стихов «Таежные жители» удо­ стоен премии на Всероссийском конкурсе, а книжка рассказов «Золотая удочка» тоже была отмечена поощрительным вознаграж­ дением. Выходили книжки для детей и в 1947-48-49 годах. Среди них были и пере­ издания, для ■которых он всегда что-нибудь улучшал. А что касается сборника расска­ зов «Золотая удочка», издававшегося не­ сколько раз после войны, то он содержит в себе много познавательных сведений о водной фауне Дальнего Востока, весьма интересных и для взрослых. Возобновил он в 1948 году и работу в са­ тирическом жанре, используя опыт, накоп­ ленный в 1942-45 годах. Теперь его ми­ шенью стали новые «факельщики войны» — наиболее реакционные и агрессивные из тог­ дашних американских, английских и япон­ ских государственных деятелей и их сател­ литов, вроде южнокорейского «лидера» Ли Сын Мана. Ведь понадобилось еще много лет, чтобы наиболее благоразумные полити­ ки капиталистических стран поняли, что с Советским Союзом нельзя разговаривать языком угроз и диктатов и куда выгоднее и полезнее для народов договариваться о принципах мирного сосуществования. Из-, вестно, однако, что в любой из этих стран не повывелись еще и теперь, после тридца­ ти лет великой Победы советского народа, преемники и, так сказать, «идейные наслед­ ники» деятелей того типа, ярые противники разрядки напряженности, вроде Джексона, Голдуотера, Штрауса и иже с ними, В их распоряжении — газеты, радио, телевиде­ ние, сотни «советоведческих» институтов и т. п. Они клевещут на СССР, продолжают вопить о «красной угрозе», призывают к «превентивной войне» и т. д. С этой, точ­ ки зрения весьма любопытно вспомнить сейчас такие, например (вызванные когда-то конкретным поводом), строки Комарова- сатирика: Есть фирма с кличкой «Ньюс-уик» В Соединенных Штатах, Где не стихает ни на миг Брехня вралей завзятых. Немому кланяясь божку (Читай: мешку с деньгами), Они кричат, задрав башку, О скорой схватке с нами. Стоит еще привести хотя бы в' извлечени­ ях стихотворение «Треугольник мистера Дрейпера», о генерале, который побывал в Токио, во Франкфурте-на-Майне и дру­ гих городах. «Совершив в мундире воина европейское турне, он решил, что им освое­ на география вполне. Адъютанты зал про­ ветрили, а.досужий генерал вдруг взгруст­ нул о геометрии и линейку в руки взял. Он припомнил дни далекие и, больших не тра­ тя сил, «Вашингтон, Франкфурт и Токио» треугольник начертил. Только ясно даже школьнику, как дела не поверни, что тако­ му «треугольнику» «ось» фашистская срод­ ни. А ее — руками крепкими, если вспом­ нить о былом,— всю, как есть, разбили в щепки мы и отправили на слом». Ядовито высмеяв такого рода «научные» интересы милитаристских «ястребов», Комаров в фи­ нале внезапно переключает стихотворение в совершенно иную— гневную, скорбную, патетическую интонацию: Но наука есть, которая Кровью выписана вся: Есть великая История. А ее забыть нельзя! В области политической сатиры Петр Ко­ маров (что неожиданно для мягкого, неж­ ного лирика!) проявил себя интересно. Этот пласт его творчества продолжает традиции Маяковского, Безыменского и особенно Маршака, соответствующие произведения которого ему явно близки. А в каких условиях написаны эти дина­ мичные, боевые, саркастические стихи? «С 14 мая по 25 июня 1948 года,— сообщает А. Исаев в альманахе «Приамурье» (1956, № 5), Петр Комаров лечился в Мухинском санатории Амурской области. Здесь поэт, по словам лечивших его врачей (Василье­ вой, Вейсман), много и.упорно работал над новыми произведениями, а также занимался улучшением старых. Здесь он написал цикл сатирических стихотворений, вошедших в раздел «Факельщики войны». Упоминается в этом сообщении Исаева и о том, что в санатории Комаров обдумы­ вал поэму «Держи-корень». Произведение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2