Сибирские огни, 1975, №8
козочки и олененка, такие стихи, как «Грибная пора», «Сыростью повеяло из рощи» и некоторые другие. Среди них выделяется, конечно, вот это; Когда бы я не был знаком С твоими холмами зелеными. Что пахнут лесным чесноком. Сосновой смолой и пионами. Когда бы не знал я дорог К твоим соловьиным кустарникам. К лугам, где мышиный горох Обнялся с травой-золотарником. Когда бы в полях не бывал. Где зреют колхозные озими, Где с осени каждый увал Под пашню засеян колхозами. Когда бы ручьи позабыл, Где каждая струйка — хрустальная, — Наверно бы так не любил Тебя, сторона моя дальняя... Музыкально, ласково, страстно! Читая эти стихи, задумываешься над тем, что в славах «природа» и «родина», «род ная природа» — общий корень. В годы первой послевоеннной пятилетки было принято правительственное постанов ление, реализацию которого в широких масштабах Петр Комаров принял с особен ной радостью и энтузиазмом, как нечто душевно близкое лично ему: создание за щитных лесонасаждений. Он откликнулся на это новым, циклом стихов «Зеленый по яс». Своеобразной увертюрой к циклу хочет ся назвать стихотворение «Леса шумят»: Леса шумят... В долинах, на пригорках. Чуть шевеля весеннею листвой. Стоят они в зеленых гимнастерках. Как будто на поверке боевой. Спроси их. путник, чем они богаты? Они ответят: верностью своей... В зеленых,гимнастерках,'как солдаты, Стоят они, защитники полей. Не впервые в поэзии Комарова встреча ем мы сравнение тех или иных «составляю щих» живой природы с понятиями из об ласти армейского, воинского обихода. Это делается им в различных целях, с очень несхожими в разных стихах, порой проти воположными смысловыми оттенками. Пом ните, например: «Здесь даже шмель над головою, как пуля снайпера, летит!». В этих строках поэт передавал предельно на стороженное, тревожно-бдительное состоя ние пограничника, находящегося в дозоре у неспокойного рубежа страны. В стихо творении' «Леса шумят» эмоциональная температура иная, более спокойная, но самый образ деревьев, о б о р о н я ю щ и х поля, вполне закономерен, причем метафо ра «в зеленых гимнастерках», завершающая третью строку, перейдя потом в начало седьмой, подкрепляется строгим уточнени ем: «как солдаты». Говоря о цикле «Зеленый пояс», совер шенно невозможно пройти мимо «Дуба» — четырехстрочного стихотворения, о котором написано уже много и будет написано каж дым, кто оценивает творчество поэта. Мне представляются интересными подробности о работе Комарова над «Дубом», сооб щенные одним из его друзей —Сергеем Феоктистовым («Литература и жизнь», 12 июля 1961 года). Цикл «Зеленый пояс» Петр Степанович создавал, будучи уже прикованным к постели. Сначала появились строки: «Его фуга сом расщепило, огнем фугасным обожгло. Но в нем была такая сила, что выжил он врагам назло». Поэт сам поставил против этих строк большой вопросительный знак и потом с досадой говорил, что расщеплен ное дерево может вызвать у читателя лишь сожаление, а лесозащитные полосы — дело молодое, и показывать его надо через иные детали. И стал искать в таком -на правлении: «Под огнем он выстоял, как воин в тот суровый сорок первый год. И сейчас все так же беспокоен, молодую ниву стережет»... Только после этого возникла вторая строфа: «Он стоит один в зеленой пойме, от врагов оберегая рожь. И недаром на патрон в обойме каждый желудь у него похож». Стихотворение «сложилось», его можно было считать законченным. Но вдруг автор понял, что это восьмистрочие явно... растя нуто, слишком длинно! Ибо мысль в двух строфах топчется на месте. «— Попробую сократить»,— сказал он. И оставил лишь последнюю строфу, повы сив, однако, «напряжение тока» в первой строчке: Словно часовой, в широкой пойме Он стоит, оберегая рожь. И недаром на патрон в обойме Каждый жёлудь у него похож. Вот что предшествовало появлению окон чательного вараианта этой емкой, динамич ной миниатюры, которую часто цитируют как образец содержательной краткости. Сам по себе образ дуба как солдата, да же часового, использован в поэзии давно. Кто -не помнит, скажем, старинную песню «Среди долины ровный» на текст старшего современника Пушкина — А. Мерзлякова: «...один, один бедняжечка, как рекрут на часах». Нс там это — символ одиночества, тоски, постылой многолетней службы в цар ской армии. У Комарова мы видим нечто противоположное, и традиционный образ могучего дуба приобрел в контексте звуча ние совершенно самостоятельное. Тяжелая болезнь все более обессиливала поэта, а стихи цикла «Зеленый пояс» чаше всего пронизаны светлой улыбкой. Комаров радовался, видя, как мальчишка несет , в лесничество полную корзину желудей для посадки: «В своей корзине рощу целую парнишка утром проносил» («Сборщик же лудей»). Радовался, что в лесополосе посе лился соловей, которого люди слушали всей деревней, «и думали, что даже соло вей к нам прилетел по плану пятилетки» («Новоселье»), что в оголенных местах в близкое время зашумят леса, зацветут са ды, зажурчат ручьи, на зорьке запоет пер вый дрозд, «а дерево, что рвется ввысь — к лазури, солнцу, свету, от нас потомкам в коммунизм доставит эстафету» («ЛЗС»), Радовался, что «бархатное дерево с Амура вдруг зашумит в украинском селе» («Бар хатное дерево»). Совершенно не случайным было присуж дение именно Петру Комарову за цикл «Зе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2