Сибирские огни, 1975, №8

терной для произведений многих поэтов, прозаиков, драматургов, деятелей кино. Те­ ма эта — сомнения и терзания крестьянина, дольше остальных односельчан не решаю­ щегося вступить в артель, тема, непревзой­ денными вершинами художественного ре­ шения которой до сих пор остаются в про­ з е— образ шолоховского Кондрата Май- данникова, а в поэзии — Никита Моргунок Твардовского. Стихотворение Комарова на­ зывается «Последний Иван». ...По новым пошла дорогам Деревня Зеленый Клин. А он на клочке убогом Остался совсем один.— говорит автор в одном из начальных четве­ ростиший. Стихотворение это было одним из самых первых оперативных откликов на сплошную коллективизацию. Напечатано оно в 1929 году... В этом же году нача­ лась — по специальному решению партии — ускоренная индустриализация Дальнего Во­ стока, призванная максимально использо­ вать несметные природные богатства ги­ гантского края. Гордились и радовались дальневосточники. Но в истории края и страны год этот за­ помнился и еще одним событием: гоминда­ новская военщина, вопреки воле народа Ки­ тая и в полном согласия с империалистами ряда стран, стала перебрасывать через гра­ ницу .вооруженные отряды, стремясь захва­ тить нашу территорию, и вынудила Совет­ ское правительство срочно предпринять от­ ветные действия: была создана мощная особая Дальневосточная Армия, возглав­ ленная маршалом Блюхером. В историю эти события вошли под названием «конф­ ликт на КВЖД», конфликт, закончившийся быстрым разгромом белокитайцев. Жители Дальнего Востока острее осознали тогда свое особенна| положение: все они почув­ ствовали себш пограничниками! А ставший благовещенцем Комаров даже возглавлял одно из отделений студенческого отряда, готовившегося к обороне города. Все это, разумеется, откладывалось в «копилке впе­ чатлений» юноши, чтобы отозваться то за­ меткой, то стихотворной строкой, которые он отправлял в краевую комсомольскую га­ зету. И в конце бурного двадцать девятого года выяснилось, что не суждено было Пет­ ру Комарову стать агрономом: Далькрай- ком комсомола отсевал его на работу в ре­ дакцию «Набата молодежи». «Я был четвертым по счету выдвиженцем «Набата»,— рассказывает он в цитирован­ ных уже воспоминаниях, опубликованных позже в этой газете.— Я пришел в редак­ цию в старой выцветшей шубе и длинных, с плешинами, унтах. Вся моя фигура вну­ шала редакционным работникам явное не­ доверие ко мне». Так ему казалось. Но... редактор обратил­ ся к нему: «— Ты будешь заведовать сельскохозяй­ ственным сектором. Сегодня тебе и Ко­ сте Седых нужно сдать материал о хлебо­ заготовках». Конечно, никто тогда не знал, что один из них станет выдающимся поэтом, а другой — автором знаменитого романа «Даурия». С этого началась профессиональная жур­ налистская деятельность Петра Степанови­ ча Комарова — всерьез и надолго. Она дли­ лась параллельно и «взаимопрояякающе» с работой в области поэзии, но первые годы все-таки явно главенствовала. Вскоре он стад ответственным секретарем редакции, потом — заместителем редактора. Учился заочно в очень популярном в тридцатых годах КИЖе — Коммунистическом институ­ те журналистики. Когда в комсомольской газете появился новый надежный выдвиже­ нец, Комарова перевели в краевую партий­ ную газету «Тихоокеанская звезда». Газетчик... Напряженные часы за редак­ ционным столом (столько-то строк не поз­ же такого-то срока — железный закон!). И — очень частые разъезды. По колхозам и совхозам, по новостройкам, по рыбацким станам, в геологические экспедиции, в го­ ры, в гущу тайги, к лесникам и охотни­ кам. Не туристские маршруты — специаль­ ные задания: рассказать об увиденном чи­ тателям газеты. Что-то расследовать на ме­ сте, определить свою точку зрения, кого-то поддержать, кого-то раскритиковать... А ма­ териал уже запланирован в определенный номер. В путевом блокноте его все чаще, наряду с предварительными корреспондентскими записями, появлялись и стихи или их «заго­ товки»... Некоторые из них так и остава­ лись в блокноте, но многие печатались — по одному или подборками — в газетах, в жур­ нале «На рубеже» (позже переименованном в «Дальний Восток»), в иркутском альмана­ хе «Новая Сибирь», в коллективных сбор­ ках конца тридцатых годов — «В дозоре» (озаглавленном так, кстати сказать, по на­ званию стихотворения Комарова), «Раз­ бег», «На страже», «К бою готовы». Харак­ терные названия! В 1939 году Комаров стал не только ав­ тором, но и ответственным секретарем, чле­ ном редколлегии журнала «На 1рубеже». Энергичный, постоянно «горящий» и зажи­ гающий других, но в то же время (по еди­ нодушным воспоминаниям всех знавших его) — мягкий, приветливый, обаятельный, он быстро стал душой журнала. А собст­ венная его творческая активность теперь быстро пошла на подъем. В следующем го­ ду любители поэзии обратили внимание на скромно изданную тоненькую книжку — первый сборник стихов Петра Комарова «У берегов Амура» (Дальгиз, 1940). Вспомним, что это произошло только через четырнад­ цать лет после первых публикаций!.. Теперь Петр Комаров отдавал творчест­ ву значительно больше времени, чем рань­ ше. Он уже и профессионально вошел в семью дальневосточных литераторов. Он осознал: поэзия — не «попутное» для него занятие, к которому только «тянет» с дет­ ства, а дело жизни. Писать, спорить с то­ варищами о произведениях друг друга, о новинках прославленных мастеров поэзии, о замыслах, о четкости идеи, о построении вещи, наконец, о строчке —без этого просто невозможно стало обходиться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2