Сибирские огни, 1975, №8
терной для произведений многих поэтов, прозаиков, драматургов, деятелей кино. Те ма эта — сомнения и терзания крестьянина, дольше остальных односельчан не решаю щегося вступить в артель, тема, непревзой денными вершинами художественного ре шения которой до сих пор остаются в про з е— образ шолоховского Кондрата Май- данникова, а в поэзии — Никита Моргунок Твардовского. Стихотворение Комарова на зывается «Последний Иван». ...По новым пошла дорогам Деревня Зеленый Клин. А он на клочке убогом Остался совсем один.— говорит автор в одном из начальных четве ростиший. Стихотворение это было одним из самых первых оперативных откликов на сплошную коллективизацию. Напечатано оно в 1929 году... В этом же году нача лась — по специальному решению партии — ускоренная индустриализация Дальнего Во стока, призванная максимально использо вать несметные природные богатства ги гантского края. Гордились и радовались дальневосточники. Но в истории края и страны год этот за помнился и еще одним событием: гоминда новская военщина, вопреки воле народа Ки тая и в полном согласия с империалистами ряда стран, стала перебрасывать через гра ницу .вооруженные отряды, стремясь захва тить нашу территорию, и вынудила Совет ское правительство срочно предпринять от ветные действия: была создана мощная особая Дальневосточная Армия, возглав ленная маршалом Блюхером. В историю эти события вошли под названием «конф ликт на КВЖД», конфликт, закончившийся быстрым разгромом белокитайцев. Жители Дальнего Востока острее осознали тогда свое особенна| положение: все они почув ствовали себш пограничниками! А ставший благовещенцем Комаров даже возглавлял одно из отделений студенческого отряда, готовившегося к обороне города. Все это, разумеется, откладывалось в «копилке впе чатлений» юноши, чтобы отозваться то за меткой, то стихотворной строкой, которые он отправлял в краевую комсомольскую га зету. И в конце бурного двадцать девятого года выяснилось, что не суждено было Пет ру Комарову стать агрономом: Далькрай- ком комсомола отсевал его на работу в ре дакцию «Набата молодежи». «Я был четвертым по счету выдвиженцем «Набата»,— рассказывает он в цитирован ных уже воспоминаниях, опубликованных позже в этой газете.— Я пришел в редак цию в старой выцветшей шубе и длинных, с плешинами, унтах. Вся моя фигура вну шала редакционным работникам явное не доверие ко мне». Так ему казалось. Но... редактор обратил ся к нему: «— Ты будешь заведовать сельскохозяй ственным сектором. Сегодня тебе и Ко сте Седых нужно сдать материал о хлебо заготовках». Конечно, никто тогда не знал, что один из них станет выдающимся поэтом, а другой — автором знаменитого романа «Даурия». С этого началась профессиональная жур налистская деятельность Петра Степанови ча Комарова — всерьез и надолго. Она дли лась параллельно и «взаимопрояякающе» с работой в области поэзии, но первые годы все-таки явно главенствовала. Вскоре он стад ответственным секретарем редакции, потом — заместителем редактора. Учился заочно в очень популярном в тридцатых годах КИЖе — Коммунистическом институ те журналистики. Когда в комсомольской газете появился новый надежный выдвиже нец, Комарова перевели в краевую партий ную газету «Тихоокеанская звезда». Газетчик... Напряженные часы за редак ционным столом (столько-то строк не поз же такого-то срока — железный закон!). И — очень частые разъезды. По колхозам и совхозам, по новостройкам, по рыбацким станам, в геологические экспедиции, в го ры, в гущу тайги, к лесникам и охотни кам. Не туристские маршруты — специаль ные задания: рассказать об увиденном чи тателям газеты. Что-то расследовать на ме сте, определить свою точку зрения, кого-то поддержать, кого-то раскритиковать... А ма териал уже запланирован в определенный номер. В путевом блокноте его все чаще, наряду с предварительными корреспондентскими записями, появлялись и стихи или их «заго товки»... Некоторые из них так и остава лись в блокноте, но многие печатались — по одному или подборками — в газетах, в жур нале «На рубеже» (позже переименованном в «Дальний Восток»), в иркутском альмана хе «Новая Сибирь», в коллективных сбор ках конца тридцатых годов — «В дозоре» (озаглавленном так, кстати сказать, по на званию стихотворения Комарова), «Раз бег», «На страже», «К бою готовы». Харак терные названия! В 1939 году Комаров стал не только ав тором, но и ответственным секретарем, чле ном редколлегии журнала «На 1рубеже». Энергичный, постоянно «горящий» и зажи гающий других, но в то же время (по еди нодушным воспоминаниям всех знавших его) — мягкий, приветливый, обаятельный, он быстро стал душой журнала. А собст венная его творческая активность теперь быстро пошла на подъем. В следующем го ду любители поэзии обратили внимание на скромно изданную тоненькую книжку — первый сборник стихов Петра Комарова «У берегов Амура» (Дальгиз, 1940). Вспомним, что это произошло только через четырнад цать лет после первых публикаций!.. Теперь Петр Комаров отдавал творчест ву значительно больше времени, чем рань ше. Он уже и профессионально вошел в семью дальневосточных литераторов. Он осознал: поэзия — не «попутное» для него занятие, к которому только «тянет» с дет ства, а дело жизни. Писать, спорить с то варищами о произведениях друг друга, о новинках прославленных мастеров поэзии, о замыслах, о четкости идеи, о построении вещи, наконец, о строчке —без этого просто невозможно стало обходиться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2