Сибирские огни, 1975, №8
вновь создаваемых территориально-произ- водственных комплексов Сибири. На экспе римент нужны деньги. Их можно получить в виде процентных отчислений с тех ве домств, которые заинтересованы в создании своих производств. И с основных потреби телей продукции будущего комплекса. И еще можно заставить отчислять проценты в те ведомства, которые размещают свои объекты в уже освоенных районах, боясь сибирской специфики и сложностей. Такая политика привела бы к деконцентрации про изводств в некоторых районах европейской части страны и — пусть не без насилия — повысила бы «привлекательность» районов нового освоения. Якутяне, например, готовы на такой опыт по комплексному освоению Алдан-Чульман- Удоканского региона — об этом говорили партийные руководители Якутии на научно- практической конференции в Братске, по священной проблемам Десятой пятилетки Сибири. Мы переживаем этап поисков путей совер шенствования хозяйственного механизма, особенно острых для большого и сложного сибирского хозяйства. По Марксу, «измене ния в экономике, прежде, чем вызвать со ответствующие изменения в экономической политике, должны быть предварительно осознаны людьми». И этот процесс осозна ния проходит сейчас очень активно. ...В том же поезде «Братск — Усть- Илимск», где я впервые заочно познакоми лась с Удойном, довелось мне стать сви детелем яростного спора между проектиров щиком и теоретиком экономической науки. Началось с того, что проектировщик — все тот же Владимир Васильевич Попков — сказал, полушутя, полусерьезно: — Если пойти на поводу у территорий, никаких капиталовложений не хватит: им нужны еще миллионы и миллиарды сверх того, что отпускает Госплан. Второй собеседник — заведующий кафед рой кибернетики Ленинградского финансо во-экономического института имени Возне сенского, доктор экономических наук, про фессор Иван Михайлович Сыроежин — об рушился на «отраслевика». — Правильно, нужны, чтобы сводить кон цы с концами после ваших отраслевых на бегов. Вы проектируете комбинат, который стоит 400 миллионов рублей, это камень в руке отрасли, и вы считаете стоимость толь ко самого камня. Но вот вы его бросили, а круги по воде, экономические последствия этого броска никому в отрасли не известны, более того — никого не интересуют. Пер спективу потребителя вы еще в состоянии предусмотреть, но повлиять на межотрасле вые затраты отраслевые проектные инсти туты не могут. Ваши цифры — это только отраслевые цифры, по ним нельзя судить о народнохозяйственном эффекте. Проектировщик пытался защищаться: — Но если каждая отрасль дает макси мальный эффект... Теоретик яростно подхватывал: — Вот-вот, каждая отрасль дает макси мальный эффект, а степень неорганизован ности хозяйства растет. Машины без запча стей требуют на ремонт больше денег, чем стоят. Груз оначала летит — со скоростью звука, а потом томительно вылеживается на складе в ожидании судна или вагонов. Ми неральных удобрений выпускается доста точно, а упаковывать их не во что... А в отношениях министерств с террито риями последние совершенно бесправны. Что делать? Нужно вынудить министер ства объединяться при столкновении с инте ресами территорий. Для этого следует пере дать местным органам власти хоть неболь шие экономические права, для начала — фонд численности рабочих и заработной платы. И тогда, скажем, Ленгорсовет не да ет министерству численности для очередного машиностроительного предприятия, мини стерство поневоле обращается на восток. А Читинский исполком говорит: мы тебя при мем с распростертыми объятиями только в том случае, если ты возьмешь численность и на бытовую инфраструктуру. И министер ство начинает искать компаньонов — под невольная кооперация, объективно выгод ная и целесообразная. Проектировщик неуверенно возражал: — Это может привести к пагубным по следствиям. Допустим: министерство полу чило задание — выдать столько-то метал ла, а месторождение — в руках у террито рии, которая диктует нам свои условия, мо жет быть, и неприемлемые. Теоретик торжествовал: — Освоение месторождения — все равно дело не одного министерства. Будете объе диняться, с оглядкой на территориальные интересы, что в конечном счете означает ин тересы населения. У вас специфичная от расль, по сути" своей обращенная на восток, к сырьевым ресурсам, а что делать маши ностроению в Сибири? Оно и не идет. Стро ит новое предприятие в Москве или в Кие ве, рабочих нет, просит в верхах: разреши те завезти несколько тысяч людей? Разре шают, а горисполком стонет-умоляет увели чить ассигнования на жилье, школы, больницы, и увеличивают, и получается, что этот самый станок стоит условно не десять тысяч, как предполагалось, а все двадцать, сколько бы он стоил на востоке, от которо го отказались, в погоне за дешевизной и удобствами. Проектировщик соглашался: — Мы чувствуем, что вопрос размещения производительных сил хромает. Вот мы сей час стоим перед строительством громадных объектов — крупнейших медного и цинко вого заводов, а куда нам их «посадить» — не знаем. Зависим от энергетиков. — А по какому принципу Минэнерго бу дет выбирать вам место? — У нас специфическое производство — большое энергопотребление. — Вот вам яркий пример ведомственной анархии. На чью голову упадут ваши ги ганты — решит столкновение двух мини стерств. А у вас есть расчеты миграции? — Нет. Мы пользуемся одним рычагом — северным коэффициентом к зарплате. — Вот-вот: опять все последствия вашего вторжения — на шею территорий! Вы не можете сосчитать круги, да и не хотите их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2