Сибирские огни, 1975, №8

са, а основная масса грузов в республику поступает и будет поступать до 1980 года по реке Лене. И так далее... У каждой сибирской терри­ тории — свои проблемы по части «заводов», и в каждом отдельном случае они должны решаться с позиций народнохозяйственной выгоды, что, естественно, далеко не всегда совпадает с интересами самой территории. Но есть второй план в отношениях «тер­ ритория —- отрасль» — все административ­ ные районы Сибири испытывают одинако­ вые трудности «по части людей», и в этом плане голоса территорий удивительно единодушны. ...Мы живем в Сибири, нас двадцать мил­ лионов, и у каждого из нас — свой собст­ венный счет дисгармонии сибирского бытия. Любишь пространство — проклинаешь без­ дорожье. Любишь землю — боишься июль­ ской засухи и сентябрьского снега. Любишь завод — и ненавидишь вечно переполненный автобус. Любишь музеи — страдаешь от их отсутствия. Любишь дом — ворчишь на трудности со снабжением теми или иными продуктами и товарами. Любишь лыжи — тревожит здоровье детей, которым все же не хватает тепла и близкого моря. Любишь Сибирь — и тянет в европейскую обжитость старых уютных городов, где и заводам не тесно, и памятникам просторно, где новые районы не мешают столетним аллеям, кафе — лабораториям, фабрики — музеям. А молодежь без сожаления покидает свои насиженные европейские гнезда и устрем­ ляется к нам, в Сибирь, чтобы строить Братскую ГЭС, научные центры, нефтяные города. Рано или поздно человеку стано­ вится низка крыша отчего дома, тесна род­ ная улица, скучен город с детства привыч­ ных памятников — и у Сибири есть все права на романтическое воображение и самоотверженность юности, готовой к ли­ шениям во имя больших свершений. Но... романтиками на всю жизнь остают­ ся немногие, проходит несколько лет, и при­ шельцы-энтузиасты превращаются в трез­ вых аборигенов, гордящихся тем, что сделано, и... тоскующих по уютной обжито- сти старых милых гнезд. Любишь ГЭС — смущенно показываешь гостям поселок, выстроенный второпях, неудобный и непри­ влекательный. Любишь Академгородок — а до базара тридцать километров, а без базара не обойтись. Любишь стройку — и не знаешь, куда бы пристроить ребенка хотя бы на день. И отрицательное сальдо миграции пови­ сает над Сибирью огромным вопроситель­ ным знаком: гармония или бремя дис­ пропорций? Все административные районы Сибири в той или иной степени страдают от бездо­ рожья, дефицита жилья, «недоразвитости» транспорта, «соцкультбыта» и прочих сфер потребления. Своего рода бедность — от изобилия: не успели освоить одно место­ рождение — появляется другое, еще более перспективное, и строятся лихорадочно по­ селки, времянки-долгожители, и первыми приходят в тайгу строители, последними — медики, животноводы, учителя. Что такое небольшой город рядом с круп­ нейшей в мире гидростанцией — построим ее, а город приложится! Дорога — это вре­ мя, время — это миллионы тонн и кубомет­ ров сибирского сырья, возьмем их по без­ дорожью, а дорога проторится! И отрасли наступают на территории — по бездо­ рожью, вечной мерзлоте и при пятидеся­ тиградусных морозах. Потому что... более шестидесяти процентов современных про­ мышленных изделий делается из материалов минерального происхождения или продуктов их переработки, а почти три четверти основ­ ных видов минерального сырья лежат в недрах сибирских и дальневосточных земель. Однако... Стоит ли повторять известную истину о том, что без человека природа •— это только храм, в то время как мы стре­ мимся превратить ее в мастерскую. По предварительным подсчетам, в десятой пя­ тилетке Сибири понадобится — для выпол­ нения намечаемых планов — привлечь из других районов страны девятьсот тысяч человек, естественно, не теряя при этом сибиряков. В последние годы многое сделано для того, чтобы сибиряку жилось лучше — до­ полнительно введен районный коэффициент к основной заработной плате, приравнены к северу некоторые новые районы и органи­ зации, увеличены ассигнования на строи­ тельство жилья и т. д. Но и этими специфи­ ческими льготами сразу не удается ликвидировать отставание «соцкультбыта» в Сибири, которое накапливалось десяти­ летиями. — Одними рублями проблему кадров в Сибири мы не решим,—говорит директор Института экономики Сибирского отделения ВАСХНИЛ Василий Романович Боев. — Люди ради этих рублей едут в суровые районы на несколько лет, терпят всяческие лишения, а потом с этими рублями уезжают куда-нибудь к теплым морям. Подтвержде­ ние: средняя заработная плата механизато­ ров Сибири — 196 рублей, но несмотря на это, каждые четыре года в Западной Сиби­ ри происходит полная смена состава механизаторских кадров. Развитие агропромышленных комплексов, создание надежной продовольственной ба­ зы — вот, по мнению В. Р. Боева, одни из эффективных путей закрепления сибиряков в Сибири. А на одной из конференций мне довелось услышать выступление директора института, «Ленгипрогор» К. Н. Нелюдима, который считает причиной миграции населения из. восточных районов недостаточное внимание к развитию сибирских городов. — В Сибири,— сказал архитектор,— про­ цесс формирования подлинно городского, облика в большинстве городов еще не на­ чинался. Для этого в Барнауле, например, нужно снести тысячи старых домов, То­ больск состоит из таких строений’ на во­ семьдесят процентов,' Камень-на-Оби — на ’75, и так далее, а ведь это жилье без водопровода, канализации и прочих удобств. Не понятно ли, почему люди стремятся уехать из этих городов?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2