Сибирские огни, 1975, №8
появился новый раздел, посвященный БАМу. В ноябре прошлого года в этом раз деле было совсем немного экспонатов. Пер вый стенд — «Первые шаги БАМа», Это четыре фотографии — «Комсомольцы едут на БАМ. Встреча на Читинском вокзале», «Прибытие студенческого строительного, от ряда на БАМ», «УкладКа путей» и «Уклад ка моста», номер стенной газеты «Строи тель» и штормовка с нашивкой над правым нагрудным карманом — «Всесоюзный удар ный комсомольский строительный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ». Романтика и энтузиазм, без сомнения, есть и будут душой стройки века, но едва ли достоянием музеев станут будничные заботы по «стыковке» многочисленных и разнообразных хозяйственных и социальных интересов — это одна из наиболее острых проблем в практике освоения Сибири. Из беседы с заведующим промышленным отделом Читинского обкома КПСС Георги ем Ивановичем Лушниковым: — Самый сложный вопрос хозяйственно го освоения — преодоление межведомствен ных барьеров. Уже сейчас, в связи с пред стоящим строительством Байкало-Амурской магистрали, мы отправили свои предложе ния в разные ведомства, и полученные от веты не обещают легкого выхода из этих сложностей. Скажем, первое —связь. Все люди — и железнодорожники, и геологи, и рабочие — в районах нового освоения будут одинаково пользоваться связью. Как определять ве домственные рамки в этом случае? Мы внесли в два министерства несколько пред ложений, а два замминистра ответили: кому это нужно, пусть тот и делает. Мы предла гаем: давайте усилим существующую радио связь, но ответ тот же... Проблемы связи с северными районами области пока, к со жалению, не волнуют ни одно ведомство. Железнодорожники. Стремятся как мож но дешевле обойтись, «нарисовали» но три- четыре станции на сто километров, то есть заложили маленькие поселки, в которых сегодня люди заведомо не захотят жить, «Нарисорали» баню на пять «шайко-мест» — ну, что это за масштабы по нашим временам? Министерство гражданской авиации. В наших условиях только авиация —кругло годичный транспорт. Ставим вопрос о стро ительстве аэропорта в Чаре, отвечают: кому нужен аэропорт в Чаре, тот пусть и строит! Надо хоть проект начинать делать — так или иначе, но аэропорт в Чаре будет, пото му что он нужен всем! — но кто сейчас даст заказ на проектирование? Отмашка со всех сторон! Чара — будущая медная столица БАМа — уже сейчас начинается неразумно: нет генерального плана, железнодорожники про ектируют свое хозяйство — и жилье, и ба ню, и клуб, и т. д,,. их дублируют геологи, тех — «Гинроцветмет», создающий город для металлургов, и т. д. И все это — на од ной территории, в пределах одного админи стративного подразделения, которое долж но стремиться к максимальной органичности хозяйства. ...Так вот с чего начинается Удокан! С раздробленности усилий отраслей — вместо объединения и плодотворной согласованно сти. «Минцветмет» считает будущие миллио ны и тысячи тонн добываемой руды, а об ласть горько предвкушает социально-эконо мические последствия стихии отраслевого натиска. Одна область — из семи областей, двух краев и трех республик Сибири. А как же остальные? 2. Много ли сибиряку надо? Скажем сразу: читинцы — не исключение. Если бы карта Сибири заговорила, то голоса ее территорий, похвалившихся вна чале своими природными богатствами, не сомненными победами промышленных от раслей и грандиозными перспективами, звучали бы затем, как голоса просителей. Мечтает об ускорении агропромышленно го развития Алтай, особенно остро страда ющий от миграции: только за последние десять лет численность населения края со кратилась на 200 тысяч человек. Темны роста производительности труда не покры вают дефицита рабочей силы, особенно на селе. По уровню производства промышлен ной продукции на душу населения Алтай ский край отстает от соседей на 18—20 процентов. Для Новосибирской области актуальна проблема «малых» городов»: 80 процентов промышленной продукции области произво дит приобский подрайон, а 12 городов почти совсем и не выросли за последние годы — несмотря на наличие таких дефи цитных в наше время ресурсов, как вода, земля, энергия, сырье для промышленности, стройматериалов. С трудом преодолевает диспропорции бурно развивающаяся Иркутская область: опережая по уровню промышленного раз вития многие административные районы Сибири, она заметно «хромает» в непроиз водственной сфере, сельском хозяйстве! строительстве. Красноярский край сетует на неоправдан ную медлительность с формированием цел люлозно-бумажной промышленности: сдер живается реализация возможностей лесопе реработки в крае, хотя эффективность этих производств давно доказана. БАМ застав ляет думать о начале работ по развитию линии Абакан—Тайшет—Новокузнецк, что бы в будущем эта дорога не стала узким местом на пути транзитных грузов. Кузбасс не удовлетворен темпами приро ста промышленной продукции: в 1973 году они оказались ниже плановых. Необходимо расширение производственных мощностей, строительство новых предприятий, рекон струкция и перевооружение угольной про мышленности. Якутии нужна энергия: энерговооружен ность в расчете на одного рабочего здесь почти в полтора раза меньше среднесоюз- ной, в сельском хозяйстве — в два раза. Транспорт — обязательное условие проГрес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2