Сибирские огни, 1975, №8

появился новый раздел, посвященный БАМу. В ноябре прошлого года в этом раз­ деле было совсем немного экспонатов. Пер­ вый стенд — «Первые шаги БАМа», Это четыре фотографии — «Комсомольцы едут на БАМ. Встреча на Читинском вокзале», «Прибытие студенческого строительного, от­ ряда на БАМ», «УкладКа путей» и «Уклад­ ка моста», номер стенной газеты «Строи­ тель» и штормовка с нашивкой над правым нагрудным карманом — «Всесоюзный удар­ ный комсомольский строительный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ». Романтика и энтузиазм, без сомнения, есть и будут душой стройки века, но едва ли достоянием музеев станут будничные заботы по «стыковке» многочисленных и разнообразных хозяйственных и социальных интересов — это одна из наиболее острых проблем в практике освоения Сибири. Из беседы с заведующим промышленным отделом Читинского обкома КПСС Георги­ ем Ивановичем Лушниковым: — Самый сложный вопрос хозяйственно­ го освоения — преодоление межведомствен­ ных барьеров. Уже сейчас, в связи с пред­ стоящим строительством Байкало-Амурской магистрали, мы отправили свои предложе­ ния в разные ведомства, и полученные от­ веты не обещают легкого выхода из этих сложностей. Скажем, первое —связь. Все люди — и железнодорожники, и геологи, и рабочие — в районах нового освоения будут одинаково пользоваться связью. Как определять ве­ домственные рамки в этом случае? Мы внесли в два министерства несколько пред­ ложений, а два замминистра ответили: кому это нужно, пусть тот и делает. Мы предла­ гаем: давайте усилим существующую радио­ связь, но ответ тот же... Проблемы связи с северными районами области пока, к со­ жалению, не волнуют ни одно ведомство. Железнодорожники. Стремятся как мож­ но дешевле обойтись, «нарисовали» но три- четыре станции на сто километров, то есть заложили маленькие поселки, в которых сегодня люди заведомо не захотят жить, «Нарисорали» баню на пять «шайко-мест» — ну, что это за масштабы по нашим временам? Министерство гражданской авиации. В наших условиях только авиация —кругло­ годичный транспорт. Ставим вопрос о стро­ ительстве аэропорта в Чаре, отвечают: кому нужен аэропорт в Чаре, тот пусть и строит! Надо хоть проект начинать делать — так или иначе, но аэропорт в Чаре будет, пото­ му что он нужен всем! — но кто сейчас даст заказ на проектирование? Отмашка со всех сторон! Чара — будущая медная столица БАМа — уже сейчас начинается неразумно: нет генерального плана, железнодорожники про­ ектируют свое хозяйство — и жилье, и ба­ ню, и клуб, и т. д,,. их дублируют геологи, тех — «Гинроцветмет», создающий город для металлургов, и т. д. И все это — на од­ ной территории, в пределах одного админи­ стративного подразделения, которое долж­ но стремиться к максимальной органичности хозяйства. ...Так вот с чего начинается Удокан! С раздробленности усилий отраслей — вместо объединения и плодотворной согласованно­ сти. «Минцветмет» считает будущие миллио­ ны и тысячи тонн добываемой руды, а об­ ласть горько предвкушает социально-эконо­ мические последствия стихии отраслевого натиска. Одна область — из семи областей, двух краев и трех республик Сибири. А как же остальные? 2. Много ли сибиряку надо? Скажем сразу: читинцы — не исключение. Если бы карта Сибири заговорила, то голоса ее территорий, похвалившихся вна­ чале своими природными богатствами, не­ сомненными победами промышленных от­ раслей и грандиозными перспективами, звучали бы затем, как голоса просителей. Мечтает об ускорении агропромышленно­ го развития Алтай, особенно остро страда­ ющий от миграции: только за последние десять лет численность населения края со­ кратилась на 200 тысяч человек. Темны роста производительности труда не покры­ вают дефицита рабочей силы, особенно на селе. По уровню производства промышлен­ ной продукции на душу населения Алтай­ ский край отстает от соседей на 18—20 процентов. Для Новосибирской области актуальна проблема «малых» городов»: 80 процентов промышленной продукции области произво­ дит приобский подрайон, а 12 городов почти совсем и не выросли за последние годы — несмотря на наличие таких дефи­ цитных в наше время ресурсов, как вода, земля, энергия, сырье для промышленности, стройматериалов. С трудом преодолевает диспропорции бурно развивающаяся Иркутская область: опережая по уровню промышленного раз­ вития многие административные районы Сибири, она заметно «хромает» в непроиз­ водственной сфере, сельском хозяйстве! строительстве. Красноярский край сетует на неоправдан­ ную медлительность с формированием цел­ люлозно-бумажной промышленности: сдер­ живается реализация возможностей лесопе­ реработки в крае, хотя эффективность этих производств давно доказана. БАМ застав­ ляет думать о начале работ по развитию линии Абакан—Тайшет—Новокузнецк, что­ бы в будущем эта дорога не стала узким местом на пути транзитных грузов. Кузбасс не удовлетворен темпами приро­ ста промышленной продукции: в 1973 году они оказались ниже плановых. Необходимо расширение производственных мощностей, строительство новых предприятий, рекон­ струкция и перевооружение угольной про­ мышленности. Якутии нужна энергия: энерговооружен­ ность в расчете на одного рабочего здесь почти в полтора раза меньше среднесоюз- ной, в сельском хозяйстве — в два раза. Транспорт — обязательное условие проГрес-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2