Сибирские огни, 1975, №8

«с -неба» и заскакивали без приглашений и уговоров, разумно и скромно устраива­ ясь на спальных мешках и туго набитых рюкзаках. «Зимовье Строкицина», «зимовье Бреди­ хина»... Так они обозначены даже в рабо­ чих схемах — по именам людей, основав­ ших эти маленькие оплоты тепла и жизни на необозримых таежных пространствах, еще не тронутых механической рукой ци­ вилизации. День был холодный—-ниже тридцати (а в самой Чите — пять-шесть градусов моро­ за), но безветренный и солнечный, и приро­ да производила даже несколько идилличе­ ское впечатление: суровая, «о без коварств, условия трудные, но без подвохов, препят­ ствий много, но без неожиданностей. И только вечером, в жарко натопленном деревянно*! доме— на могочинской базе читинских изыскателей деловые разговоры над схемой зимника кое-что прояснили в существе предстоящей работы, Владимир Васильевич Попков, главный, как уже говорилось, инженер проекта Удо- канского комбината, беседовал с Василием Григорьевичем Фоминым, начальником от­ дела техизысканий Читинского филиала «Вниитарозолото». В беседе принимали уча­ стие и вернувшиеся из. тайги изыскатели. И фрагменты этой «круговой» вечерней беседы — не только хороший источник до­ полнительной информации, ■ а и своеобраз­ ный комментарий к спокойной картинке с вертолета. — Значит, семь месяцев в году зимником можно будет пользоваться? (Сейчас — пять, и то неполных). — Это в самом худшем случае. — Ох, и местечко же, летом, говорят, там трехосные застревали. Не знаю, на­ сколько верно, мне эвенк говорил... — Повороты крутые, большой кусок — по болоту. Главная трудность — три перевала: у Олекмы, у Эльлы, у Гуликачана (назва­ ния рек). — А что именно трудно? — На 400 — 500 метров поднимаемся, по­ том опускаемся — как по волнам, только не так мягко. А самое сложное место ' — Каларский перевал... — Нет, Долина смерти. Сразу за Тупи­ ком. Обойти ее невозможно. — Бурили? — До Олекмы. Грунты хорошие, но надо мостовые переходы делать. — Взрывных работ много понадобится? — Пожалуй, что и совсем не надо будет. — А лавины, сели? — В основном, по зимнику благополучно. Но есть один прилегающий склон, который мы пересечем... Там метров на пятьсот ме­ сто открытое, сползающее. — А оползни на перевале? — Вертолет сажали прямо на перевал. Я был там — стенку сделать, врезку, и все в порядке. — Сколько дней от Тупика до Намимги пойдет машина? — Думаю, за сутки дойдет. Если сде­ лаем зимник с, тем покрытием, о котором говорим, и с тем обустройством, которое необходимо. — Сколько опорных пунктов нужно по трассе? — На Олекме, на Катугино... Тут ставить зимовья надо через каждые 20 — 30 кило­ метров обязательно. Мало ли что с маши­ ной может случиться. Лучше брусчатые од­ ноквартирные. Или рубленая пятистенка. Холодно! — А рядом есть песок, гравий? — В речках. Нужен щебень, и он там то­ же есть. Материал есть. — Это важно. Когда будете делать опи­ сание, обязательно сошлитесь на местный строительный материал. А то эти товари­ щи... Кстати, сколько, по-вашему, ' будет стоить километр? — 50 тысяч рублей. Это без мостов, но с обустройством. Четыре автопункта, избы на зимовьях— не так уж много денег. — По мнению изыскателей, тяжелый зимник? — Средний. Бывает хуже.... Так начинается Удокан — будущий инду­ стриальный гигант Сибири. «Правда» уже. назвала Чару «медной столицей» — таково ее назначение в хозяйственной перспективе огромной зоны БАМа. Но уже сейчас рож­ дается мысль о соединении Удохана с Ал- дан-Чульманским районом Южной Якутии, где большие запасы каменных углей сосед­ ствуют с большими запасами железных руд. Эти месторождения будут связаны же­ лезной дорогой, для них можно создать об­ щую энергетическую и строительную базу. Значит, новый крупный территориально- производственный комплекс? Возможно, а пока нужен всего лишь ав- тозимник Могоча — Наминга. Нужен не позднее, чем в ближайшие два года. Чтобы энергично вводить в строй «малый Удокан» — опытное предприятие для отработки тех­ нологии, маленькое предисловие к еще од­ ной сибирской эпопее, в которой будут дей­ ствовать тысячи людей. Итак, «обремененное» Удоканом Забай­ калье мечтает о самом крупном в мировой практике горно-обогатительном комбинате. Читинская область озабочена развитием Восточно-Забайкальского горно-металлурги­ ческого комплекса. Но Удоканом не исчерпываются ресурсы севера области. Тантал, ниобий, титано- магнетиты, железистые кварциты, около од­ ной трети запасов древесины Восточного Забайкалья, гидроресурсы Витима, способ­ ные обеспечивать выработку почти пятиде­ сяти миллиардов киловатт-часов электро­ энергии в год, наконец — более чем в два миллиарда тонн оцененные общие геологи­ ческие запасы угля... А ведь Забайкальский север—лишь один из участков, прилегающих к Байкало-Амур­ ской магистрали. Нужно ли доказывать, что реализация таких ,колоссальных программ неизбежно сопряжена с известными трудностями и проблемами, многие из которых требуют безотлагательного решения? В большом, с любовью и вкусом создан­ ном краеведческом музее Читы недавно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2