Сибирские огни, 1975, №8
начинается реализация крупных проектов. И поэтому приглашение лететь на Удокан с изыскателями и проектировщиками было принято без колебаний. Но непосредственному знакомству с Удо- каном предшествовало еще одно заочное его представление. Писатели и журналисты Читы рассказали старинную легенду. Два сказочных богатыря — Кодар и Удокан — одновременно нашли клад и заспорили о том, кому он принадлежит. Спор завер шил поединок на луках — погибли оба, но там, где замертво упали богатыри, подня лись высокие горы, и до сих пор люди слы шат биение богатырских сердец, от которого вздрагивают хребты, с грозным гулом сбра сывая снежные лавины. Рассказывали про висячее озеро в серой громаде Кодарских скал — потенциальный источник опасного селя, про то, какие «сюрпризы» приготовила человеку природа, словно собираясь полной мерой взыскать с него за щедрый медный «подарок», и еще про то, как чисты реки и богаты рыбой озе ра безлюдного края. И цифры, и легенды — многое уж было известно об Удокане, а путь к нему оказал ся неблизким. Есть такая станция на Транссибирской магистрали —Могоча, скромное упомина ние о которой содержит изданный в 1914 году «Путеводитель по 1Великой Сибирской железной дороге»: «Могоча; количество до мохозяев— 58, муж.— 121, жен. — 113, всего 234». Станция основана в числе две надцати доугих на отрезке от Куэнги до Благовещенска в связи со строительством Амурской железнодорожной магистрали, а сейчас городу Могоче предстоит сыграть немаловажную роль в хозяйственном ос воении зоны Байкало-Амурской железной дороги. Любопытная подробность. Когда в 1924 году Плановая Комиссия. Совета Труда и Обороны СССР разработала перспективный план развития железных дорог страны, то в приложенной к плану карте предлагался ва риант БАМа с примыканием к.Транссибир ской магистрали не в Чите, как в предше ствующих вариантах, а на станции Могоча. Сейчас БАМ проходит севернее Могочи, через Чару, что рядом с Удоканом, но без Могочи не обойдутся ни БАМ, ни Удокан. Именно Могоча — как ближайшая желез нодорожная станция — избрана для созда ния прирельсовой базы «покорения» Удока- на. Из Могочи через Тупик в Намингу (все это названия населенных пунктов) будет проложен автозимник — значительно рань ше, чем п Чару придут рельсы БАМа. И та ким образом «удоканская» дорога станет и дорогой БАМа—ее можно будет использо вать для строительства магистрали на уча стке Чара — Тында, одном из самых труд ных по природным условиям. Со временем БАМ поможет Удокану, но вначале, вероятно, Удокан поможет БАМу — автозимник для опытного предприятия на Удокане нужен в самое ближайшее время. Она есть и сейчас, эта зимняя дорога по^ таежным рекам из Могочи в Чару, «жут кая дорога», как ее называют читинцы, трудный многодневный путь, успешное пре одоление которого считается геройством. Но наладить по этой дороге регулярную тран спортировку грузов невозможно, и изыскате ли из института «Вниипрозолото» предло жили новый вариант пути, на двести кило метров короче старого, более простой и на дежный, с недорогим, но необходимым об устройством. Так вот с чего начинается Удокан.— с зимней дороги, с прозаических забот о окла дах прирельсовой базы... МТБ4 поднимает нас над забайкальской тайгой. На взгляд с вертолета природа ка залась спокойней и благодушней, чем ее описывали знающие рассказчики. День «ад тайгой не принес эффектных открытий — ни лавин, ни селей, ни обещанного гула гор, перекрывающего гул мотора. Солнце, снег, мирные холмы и тихие горы, куда ни посмотришь — безмятежный лес, исчерчен ный руслами замерзших речек. А призем лишься — нереальная красота пейзажа, за ставляющая вспоминать чужие впечатле ния, выраженные так, как сегодня уже и не принято изъясняться. Ну, например, из «За писок» декабриста Николая Васильевича Басаргина: «...в Восточной Сибири и особен но за Байкалом, природа так великолепна, так изумительно красива, так богата фло рою и приятными для глаз ландшафтами, что, бывало, невольно, с восторжен ным удивлением, простоишь неколько вре мени, глядя на окружающие предметы и окрестности». Природа по-прежнему великолепна, удив ление по-прежнему восторженно, а вот вре мени «несколько» постоять и поглядеть «на окрестности» совсем не было: вертолет — штука дорогая. И зимовщики собирают ся быстро — приземляемся дйя того, чтобы снова взлететь. У нашего полета были две цели: посмотреть трассу будущего зимника и вывезти с зимовий людей на несколько праздничных ноябрьских дней. Для не делового созерцания оставались только короткие паузы между посадками и взлетами. А на трассу, то есть вниз, смотрели до бо ли в глазах — изыскатели ее видели, буду щую дорогу, среди распадков и ущелий, по рекам и хребтам, впадинам и излучинам, а на мою долю перепали лишь куски суще ствующей—-там, где новая совпадет со старой. И любая полоса в подвертолетном ландшафте —то ли речка, то ли дорога, то ли гряда невысоких холмов —■радостно принималась мной за автозимник, которого еще нет: так велико было желание видеть его вместе со всеми. Рабочие изыскательских партий, прожив шие в тайге безвыездно четыре -—шесть ме сяцев, погружались в вертолет спокойно и деловито, будто ничего особенного не происходит: то ли для них это будничное событие —выезд в «центр», то ли сказыва лась таежная сдержанность, воспитанная в извечном сугубо мужском коллективе и на сугубо мужской работе. Зато живопис ные лайки — непременные спутницы зимов щиков — восторженно радовались гостям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2