Сибирские огни, 1975, №8

начинается реализация крупных проектов. И поэтому приглашение лететь на Удокан с изыскателями и проектировщиками было принято без колебаний. Но непосредственному знакомству с Удо- каном предшествовало еще одно заочное его представление. Писатели и журналисты Читы рассказали старинную легенду. Два сказочных богатыря — Кодар и Удокан — одновременно нашли клад и заспорили о том, кому он принадлежит. Спор завер­ шил поединок на луках — погибли оба, но там, где замертво упали богатыри, подня­ лись высокие горы, и до сих пор люди слы­ шат биение богатырских сердец, от которого вздрагивают хребты, с грозным гулом сбра­ сывая снежные лавины. Рассказывали про висячее озеро в серой громаде Кодарских скал — потенциальный источник опасного селя, про то, какие «сюрпризы» приготовила человеку природа, словно собираясь полной мерой взыскать с него за щедрый медный «подарок», и еще про то, как чисты реки и богаты рыбой озе­ ра безлюдного края. И цифры, и легенды — многое уж было известно об Удокане, а путь к нему оказал­ ся неблизким. Есть такая станция на Транссибирской магистрали —Могоча, скромное упомина­ ние о которой содержит изданный в 1914 году «Путеводитель по 1Великой Сибирской железной дороге»: «Могоча; количество до­ мохозяев— 58, муж.— 121, жен. — 113, всего 234». Станция основана в числе две­ надцати доугих на отрезке от Куэнги до Благовещенска в связи со строительством Амурской железнодорожной магистрали, а сейчас городу Могоче предстоит сыграть немаловажную роль в хозяйственном ос­ воении зоны Байкало-Амурской железной дороги. Любопытная подробность. Когда в 1924 году Плановая Комиссия. Совета Труда и Обороны СССР разработала перспективный план развития железных дорог страны, то в приложенной к плану карте предлагался ва­ риант БАМа с примыканием к.Транссибир­ ской магистрали не в Чите, как в предше­ ствующих вариантах, а на станции Могоча. Сейчас БАМ проходит севернее Могочи, через Чару, что рядом с Удоканом, но без Могочи не обойдутся ни БАМ, ни Удокан. Именно Могоча — как ближайшая желез­ нодорожная станция — избрана для созда­ ния прирельсовой базы «покорения» Удока- на. Из Могочи через Тупик в Намингу (все это названия населенных пунктов) будет проложен автозимник — значительно рань­ ше, чем п Чару придут рельсы БАМа. И та­ ким образом «удоканская» дорога станет и дорогой БАМа—ее можно будет использо­ вать для строительства магистрали на уча­ стке Чара — Тында, одном из самых труд­ ных по природным условиям. Со временем БАМ поможет Удокану, но вначале, вероятно, Удокан поможет БАМу — автозимник для опытного предприятия на Удокане нужен в самое ближайшее время. Она есть и сейчас, эта зимняя дорога по^ таежным рекам из Могочи в Чару, «жут­ кая дорога», как ее называют читинцы, трудный многодневный путь, успешное пре­ одоление которого считается геройством. Но наладить по этой дороге регулярную тран­ спортировку грузов невозможно, и изыскате­ ли из института «Вниипрозолото» предло­ жили новый вариант пути, на двести кило­ метров короче старого, более простой и на­ дежный, с недорогим, но необходимым об­ устройством. Так вот с чего начинается Удокан.— с зимней дороги, с прозаических забот о окла­ дах прирельсовой базы... МТБ4 поднимает нас над забайкальской тайгой. На взгляд с вертолета природа ка­ залась спокойней и благодушней, чем ее описывали знающие рассказчики. День «ад тайгой не принес эффектных открытий — ни лавин, ни селей, ни обещанного гула гор, перекрывающего гул мотора. Солнце, снег, мирные холмы и тихие горы, куда ни посмотришь — безмятежный лес, исчерчен­ ный руслами замерзших речек. А призем­ лишься — нереальная красота пейзажа, за­ ставляющая вспоминать чужие впечатле­ ния, выраженные так, как сегодня уже и не принято изъясняться. Ну, например, из «За­ писок» декабриста Николая Васильевича Басаргина: «...в Восточной Сибири и особен­ но за Байкалом, природа так великолепна, так изумительно красива, так богата фло­ рою и приятными для глаз ландшафтами, что, бывало, невольно, с восторжен­ ным удивлением, простоишь неколько вре­ мени, глядя на окружающие предметы и окрестности». Природа по-прежнему великолепна, удив­ ление по-прежнему восторженно, а вот вре­ мени «несколько» постоять и поглядеть «на окрестности» совсем не было: вертолет — штука дорогая. И зимовщики собирают­ ся быстро — приземляемся дйя того, чтобы снова взлететь. У нашего полета были две цели: посмотреть трассу будущего зимника и вывезти с зимовий людей на несколько праздничных ноябрьских дней. Для не­ делового созерцания оставались только короткие паузы между посадками и взлетами. А на трассу, то есть вниз, смотрели до бо­ ли в глазах — изыскатели ее видели, буду­ щую дорогу, среди распадков и ущелий, по рекам и хребтам, впадинам и излучинам, а на мою долю перепали лишь куски суще­ ствующей—-там, где новая совпадет со старой. И любая полоса в подвертолетном ландшафте —то ли речка, то ли дорога, то ли гряда невысоких холмов —■радостно принималась мной за автозимник, которого еще нет: так велико было желание видеть его вместе со всеми. Рабочие изыскательских партий, прожив­ шие в тайге безвыездно четыре -—шесть ме­ сяцев, погружались в вертолет спокойно и деловито, будто ничего особенного не происходит: то ли для них это будничное событие —выезд в «центр», то ли сказыва­ лась таежная сдержанность, воспитанная в извечном сугубо мужском коллективе и на сугубо мужской работе. Зато живопис­ ные лайки — непременные спутницы зимов­ щиков — восторженно радовались гостям

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2