Сибирские огни, 1975, №8
Налрвмер, академик Штелин отправлен был для постановки на .сцене опер со световы ми и прочими эффектами, а также для «сочинения фейерверков». При Анне Ивановне же профессору математики и экспериментальной физики Крафту вменялось в обязанность составлять гороскопы. Тот же профессор Крафт дол жен был предсказывать погоду. В случае затяжного ненастья царица приказывала сообщать ей, когда~же наступит хорошая погода, удобная для ее прогулок. Все это требовалось для «подкрепления императорской благосклонности» к академии. Известно и то, какая борьба шла у академиков с академической канцелярией и правителями академии, старающимися зажать академиков в узкие бюрократические рамки, можно сказать, стерилизовать в ней дух свободомыслия и протеста. В связи с этим Пекарский пишет: «Несмотря на краткое существование академии, празители ее из личных расчетов, старались водворять там канцелярские взгляды на науку и ее представителей, тогда как ученое общество и по цели и по назначению своему должав быть освобождаемо от оков бюрократизма именно потому, что последний, требуя безмолвного подчинения и располагая бумагомаранием, охотно благоприятствует без дарности и посредственности и смотрит враждебно на дарования и заслуги, как на ка чества, дающие право стоять выше притязаний самовластия и произвола». Как не вспомнить тут слова Петра по поводу посещения им Парижской академии, где он так решительно и ясно высказался за приоритет знаний и таланта перед родо витостью, перед титулами аристократов. Наиболее последовательно, смело выступал против реакционных тенденций, власти бюрократов в академии, против произвола канцелярии Ломоносов. Смелым вызовом идеологам крепостничества, церковникам и защитникам всего старого допетровского уклада явился его «Гимн бороде». Памфлет Ломоносова вызвал злобный гнев Синода, велено было «пашквиль сей сйгечь под виселицей рукой палача». Разъяренные клери калы готовы были сжечь вместе с памфлетом и неизвестного им автора «Гимна». О том, что автором был Ломоносов, догадывались, но доказать это и взять его не посмели. В замечательном проекте «Регламента университетского», этом манифесте универ ситетской вольности, Ломоносов подробно говорит о привилегиях для студентов и про фессоров. Добивается, чтобы сняты были «полицейские тяготы», унижающие университет. И, что еще важнее, предлагает, чтобы университет «имел власть производить в гра дусы», т. е. давать ученые степени, звания и «пристойные ранги», даже вплоть до выдачи дворянских дипломов. Притом на государственном уровне, или, говоря языком того времени, на уровне царского повеления, от «высочайшего имени». Но ему мало и этой, чисто гражданской свободы, мало независимости универси тетской общины от полицейского контроля. В том же «Регламенте» речь идет и о сво боде духовной, интеллектуальной. Он восстает против ханжества и наглого мракобесия, абскурантизма церковников, требует: «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях». Борьба Ломоносова за свободу университета имела в своей основе и нечто более глубокое, чем стремление содействовать успешному развитию науки и просвещения в России. Это было его общественно-политическое мировоззрение, взгляд на жизнь рус ского общества в целом. Ломоносов не мог, конечно, да и не посмел бы подняться до такой решительной революционной критики крепостничества, с какой выступил позднее Радищев. Но он не скрывал и не мог скрыть достаточно ясно выраженную в условиях того времени политическую суть своих выступлений, направленных в конечном счете не только против бюрократов и церковников, но и самой основы государственного строя России того времени — крепостничества. Свое отношение к крепостным крестьянам и классовой политике крепостников Ло моносов, крестьянский сын, выходец из черносошного Поморья, высказал в полемике с И. Фишером, когда тот выступил с реакционным предложением не допускать в гимна зию к университет отпущенных на волю бывших крепостных людей. Ломоносов со всей силой своего темперамента, с ненавистью и гневом возражает Фишеру, «когда он столь презренно уволенных помещичьих людей от гимназии отвергает».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2