Сибирские огни, 1975, №7

ее природой, людьми ом остро чувствует всегда и везде. В этом смысле показательно его своеобразное поэтическое исследование корней своего, «гусевского» рода («и рас­ селились Гусевы, к Сибири российскими сердцами прикипев»), и особенно — стихи о родной сибирской природе: ...И детски х гл аз р асп ах н у ты ресн и цы При всп ар х е ко сач о н ка-ч ер н ы ш а. И сладок нам сосуд ик м едуницы , И сочен л у к м едвеж и й — черемш а. ...У слыш иш ь ты , к а к лю то огнеперы Р ассвет п р о р о чат во дво р ах села, К ак чибисы летаю т, п ан и керы , К ак бью т-пою т в овсе перепела. И осенью , когда м ороз — ребенок, Когда сч итаем свад ьб ы и добро. У видиш ь чудо: чалы й ж еребен ок По наледи р ассы п л ет серебро... Это может написать только человек, пре­ дельно чуткий к самым малым малостям окружающего мира, человек, остро ощуща­ ющий в наш технократический век поистине материнскую незаменимость природы, Роди­ ны, кормилицы-земли. В книге есть запоминающиеся стихи о матери, о любви, есть стихотворение «Мне не хватает вас, Экзюпери» — интересное и по силе поэтической выразительности, и по мысли (своеобразная тоска по великому, мудро-человечному, все понимающему «воз­ душному брату»), есть и еще многое, достой­ ное читательского внимания. К сожалению, в сборнике (особенно во втором разделе) далеко не все равноценно. Рядом с сильными и точными строчками встречаются и проходные, серые, маловыра­ зительные слова-штампы (например, в сти­ хотворении «Два раза мы встречаемся с природой» присутствуют и «.непознанная вершина», и «росчерк пуль», и «зеленые хо­ ромы», и «крепость крыл»); некоторые сти­ хотворения непозволительно затянуты, мно­ гословны и оттого — маловыразительны; встречается и прямая неточность мысли («порой прощаем подлость человеку, но не прощаем ни малейшей лени»); кое-где слож­ ные жизненно-философские проблемы реше­ ны автором уж слишком в лоб, упрощенно. Но, вне всяких сомнений, можно отме­ тить, что голос поэта крепнет, профессио­ нально оформляется. Чувствуется, что Ю. Гусеву сейчас под силу решение слож­ ных и тонких поэтических задач, «за кад­ ром» его творчества ощущается потенциаль­ ная сила, и, думается, читатель еще не раз встретится с новыми стихами упорно рабо­ тающего поэта. Б. ЖИГАНОВ Евгений Мельников. Никто не лю­ бит крокодилов. Рассказы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1974. Вопрос учительницы застал Яшку врасплох. «— Пяткин,— спросила Полина Матвеев­ на,— может быть, ты помнишь, почему пла­ чут крокодилы?» Конечно же, Яшка этого не помнил и в смущении выпалил первое, что пришло в голову: «— Потому что их никто не любит!» Яшка Пяткин — главный герой детской книги рассказов новосибирца Евгения Мельникова. С Яшкой не происходит никаких чрезвы­ чайных событий, ничего необыкновенного. Он и его товарищи — самые обычные маль­ чишки и девчонки, каких много в нашей стране, но в то же время они живут в уди­ вительном мире, где каждый день несет что-то новое, и очень интересное. Это — не­ повторимый и прекрасный мир человеческо­ го детства, в котором каждый шаг — откры­ тие и постижение незнаемого. Сюжеты рассказов Е. Мельникова просты и незамысловаты. В них говорится о друж­ бе, о чувстве долга, о школьных делах, о взаимоотношениях ребят с родителями и учителями. Но через эти нехитрые события раскрывается сложный мир ребенка, напря­ женность его духовной жизни. В том, как автор этот мир раскрывает, особая привле­ кательность его книги. Е. Мельников умеет увидеть вещи, собы­ тия глазами ребенка, относится очень серь­ езно к тому, что волнует детскую душу, за­ боты своих маленьких героев не кажутся ему проще и незначительней, чем у взрос­ лых. Он понимает, что детям совсем нелег­ ко разобраться в сложных переплетениях дел и взаимоотношений своих пап и мам, их друзей и знакомых, в их оценках, поступках. Просто ли Яшке и его близкому другу Леве Раузову понять, например, почему дя­ дя Гена, знакомый артист, играющий в те­ атре Бармалея, приносит Левиной маме вместо привычных цветов и Конфет... сосис­ ки? Как разобраться мальчишкам, хорошо это или плохо для Левы, если дядя Гена станет его папой (рассказ «Наш знакомый Бармалей»)? А кто поможет Петьке Бол­ дыреву разобраться в том, хороший ли на самом деле его папа («Вообще-то он хороший») ? Подкупает искренность тона автора, не стремящегося идеализировать своих героев. У них много недостатков. Они получают плохие отметки, могут схитрить и даже об­ мануть. Они любят шалить, у них постоян­ ные конфликты со взрослыми... Но они чутки к добру, верят в подлинную дружбу, 1В правду чувств и поступков, не мирятся с несправедливостью. Пожалуй, са­ мые интересные рассказы в сборнике — те, в которых с хорошим чувством юмора от­ рицается всякая ложь, в какие бы одежды она ни рядилась. Одна из основных тем, к которым обра­ щается Е. Мельников,— человеческая добро­ та к людям, к животным, к природе. Тема эта звучит в оборнике, как тонкая, но звон­ кая струна, всплывает из-за переплетений сюжета, заставляет задуматься. Особенно заметно ее звучание в рассказах «Снег в разгар лета», «А в море уходили кораб­ ли...», «Не уходи, мой день прекрасный!». В них события раскрываются через отношения детей и взрослых. Автору удалось показать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2