Сибирские огни, 1975, №7
венно. Казалось бы, что завидного для поэ та в песне перепелки, известной каждому ребенку — «Спать пора!», а стихотворение «На лугах трава росиста», построенное на этом рефрене, навевает столько покоя и умиротворенности, как будто рядом с тобой и эта вечерняя росистая трава, и пасущиеся спутанные кони, и тихий дым костра: Н ад покосом солнце село. Но бела бер ез кора. Ты ш урш иш ь прохладны м сеном: — Спать nopal С пать пора! Звезды выш ли. Тени сникли. Сникли к р ы л ь я у костра. П ахнут губы зем лян и кой ... С пать пора! С пать пора... Не гадаю , что п ри сн и тся. Не у сн у ть м не до у тр а. Тиш ь вокруг. И тем ь. А птицам С пать пора! С пать пора! Здесь слышишь звукопись стиха, заме чаешь, как мастерски, глазом художника, воссоздано угасание дня, наступление вече-( ра, ночь, как легко представимы эти кар тины, даже со светотенью и перспективой... Как случилось и со многими поэтами, Са улов, родившись и выросши в деревне, стал горожанином, но город сам по себе его му зу не вдохновлял. Душевная привязанность у него одна — и потому, например, полуноч ный трамвайный звонок напоминает ему колокольчик на шее пасущегося коня; по осени ему слышится звон косы, которую то чит отец... Казалось бы, уже достаточна приевшаяся ситуация: горожанин, вздыхаю щий о деревне, но не думающий в нее воз вращаться. Но готовая уже появиться на губах ироническая усмешка умирает: ведь поэта действительно глубоко ранит такая раздвоенность, хоть она вынужденна и вполне объяснима в наше время; для него болезнен отрыв от родного ему мира, и чур ства его, как всегда, неподдельны; З а деревн ей росны е покосы Млеют, зап а х ягоды хран я. С ердце, сердце, что ты? У спокойся. Я ещ е вер н у сь в мои края. Природа и Родина для Саулова нераз рывны, и отсюда именно вытекает граждан ское чувство готовности защищать все это своей собственной жизнью: а и ты в м инуту грозную е отступиш ь в дальн и й ты л, Коль родную зем лю росную Ты спиною ощ утил. На наших глазах происходит «расшире ние» понятий об основных ценностях жизни. Слово «Родина» для поэта реально обога щается хотя бы тем, что он побывал, пора ботал там, где всего труднее. При всей сво ей любви к родному краю он не может «не метаться по земле» — его ищущий, бес покойный характер заставляет быть там, где все только начинается, для него самое страшное — растратить себя по пустякам, жить не в полную меру своих духовных возможностей: Я бою сь опоздать. М ечтам изм еня. Что уйдут п оезда В дальн и й рей с без меня..: М чатся рел ьсы , м аня, К ак лы ж н я н а снегу. Будто ю ность моя О стается в долгу. Само название сборника Саулова напол нено вполне конкретным содержанием — «Я боюсь опоздать». И это у него не брава да,— просто качество характера, счастливо совпадающее со вполне осознанным жела нием быть на переднем рубеже жизни. И родина — это уже не только родной край, это вся страна, это социалистическая Роди на, и где-то далеко от родных мест, в очень трудную минуту, возникает это слово в его уже самом высоком смысле: ...В ям ы п адали не р аз. На п ен ьки , колодины . Где-то Ждали нас сейчас! И ск азал один: — На нас Смотрит, братцы . Родина... Очень явственно ощущаешь, читая стихи Саулова, как мужает его душа, как избав ляется он от юношеского недомыслия, ин фантилизма. Пытаясь осмыслить свои при обретения и потери, он испытывает тревогу, смятенность. Он как бы шлифует свою ду шу, искренне, но не до самообнажения. Страстное стремление прожить жизнь не да ром, а достойно, находит свой выход в го рячей просьбе: «Жизнь, не дай ошибиться. Дай себя мне найти!». И мы чувствуем, как к нему приходит душевная зрелость, осозна ние своего места в жизни, способность оце нивать окружающих и самого себя высшей нравственной мерой, слитность со своим по колением. А вместе с этим приходит внут ренняя собранность, цельность, отчетливость мысли: Д авайте, м альчи ки , взрослеть. Д авай те м еньш е суети ться. Уж е не р озовы й р ассвет, А полдень см отри т в н аш и лица. Пора, светло и горячо П ройдя ск во зь м нож ество вопросов, С казать эп охе твердо, просто: — Я вы рос. Вот м ое плечо. Но не только в сфере гражданских чувств мы видим духовное развитие автора — и в человеческих отношениях тоже. В этой свя зи нельзя не сказать о любовной лирике Саулова. При всей неповторимости отноше ний двух людей, и в них человек тоже что- то приобретает — прежде всего, умение ува жать друг друга, в любой ситуации сохра нять порядочность и человечность. В лири ческом герое Саулова как раз хотелось бы отметить душевную тонкость, умение ценить все то, что несет с собой любовь. Поэт пи шет об этом не много и не навязчиво, но строй его чувств волнует и трогает. Есть несомненная связь между отношением авто ра к любимой женщине и той его прончк- нутостью красотой природы, о которой вы ше шла речь. Само ожидание любви как бы рождается из нежного пейзажа: К ачалось треп етное утро. Сирени плы ли облака, И во зн и кал а см утно-смутно Та, что не встр ечен а пока...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2