Сибирские огни, 1975, №7

венно. Казалось бы, что завидного для поэ­ та в песне перепелки, известной каждому ребенку — «Спать пора!», а стихотворение «На лугах трава росиста», построенное на этом рефрене, навевает столько покоя и умиротворенности, как будто рядом с тобой и эта вечерняя росистая трава, и пасущиеся спутанные кони, и тихий дым костра: Н ад покосом солнце село. Но бела бер ез кора. Ты ш урш иш ь прохладны м сеном: — Спать nopal С пать пора! Звезды выш ли. Тени сникли. Сникли к р ы л ь я у костра. П ахнут губы зем лян и кой ... С пать пора! С пать пора... Не гадаю , что п ри сн и тся. Не у сн у ть м не до у тр а. Тиш ь вокруг. И тем ь. А птицам С пать пора! С пать пора! Здесь слышишь звукопись стиха, заме­ чаешь, как мастерски, глазом художника, воссоздано угасание дня, наступление вече-( ра, ночь, как легко представимы эти кар­ тины, даже со светотенью и перспективой... Как случилось и со многими поэтами, Са­ улов, родившись и выросши в деревне, стал горожанином, но город сам по себе его му­ зу не вдохновлял. Душевная привязанность у него одна — и потому, например, полуноч­ ный трамвайный звонок напоминает ему колокольчик на шее пасущегося коня; по осени ему слышится звон косы, которую то­ чит отец... Казалось бы, уже достаточна приевшаяся ситуация: горожанин, вздыхаю­ щий о деревне, но не думающий в нее воз­ вращаться. Но готовая уже появиться на губах ироническая усмешка умирает: ведь поэта действительно глубоко ранит такая раздвоенность, хоть она вынужденна и вполне объяснима в наше время; для него болезнен отрыв от родного ему мира, и чур ства его, как всегда, неподдельны; З а деревн ей росны е покосы Млеют, зап а х ягоды хран я. С ердце, сердце, что ты? У спокойся. Я ещ е вер н у сь в мои края. Природа и Родина для Саулова нераз­ рывны, и отсюда именно вытекает граждан­ ское чувство готовности защищать все это своей собственной жизнью: а и ты в м инуту грозную е отступиш ь в дальн и й ты л, Коль родную зем лю росную Ты спиною ощ утил. На наших глазах происходит «расшире­ ние» понятий об основных ценностях жизни. Слово «Родина» для поэта реально обога­ щается хотя бы тем, что он побывал, пора­ ботал там, где всего труднее. При всей сво­ ей любви к родному краю он не может «не метаться по земле» — его ищущий, бес­ покойный характер заставляет быть там, где все только начинается, для него самое страшное — растратить себя по пустякам, жить не в полную меру своих духовных возможностей: Я бою сь опоздать. М ечтам изм еня. Что уйдут п оезда В дальн и й рей с без меня..: М чатся рел ьсы , м аня, К ак лы ж н я н а снегу. Будто ю ность моя О стается в долгу. Само название сборника Саулова напол­ нено вполне конкретным содержанием — «Я боюсь опоздать». И это у него не брава­ да,— просто качество характера, счастливо совпадающее со вполне осознанным жела­ нием быть на переднем рубеже жизни. И родина — это уже не только родной край, это вся страна, это социалистическая Роди­ на, и где-то далеко от родных мест, в очень трудную минуту, возникает это слово в его уже самом высоком смысле: ...В ям ы п адали не р аз. На п ен ьки , колодины . Где-то Ждали нас сейчас! И ск азал один: — На нас Смотрит, братцы . Родина... Очень явственно ощущаешь, читая стихи Саулова, как мужает его душа, как избав­ ляется он от юношеского недомыслия, ин­ фантилизма. Пытаясь осмыслить свои при­ обретения и потери, он испытывает тревогу, смятенность. Он как бы шлифует свою ду­ шу, искренне, но не до самообнажения. Страстное стремление прожить жизнь не да­ ром, а достойно, находит свой выход в го­ рячей просьбе: «Жизнь, не дай ошибиться. Дай себя мне найти!». И мы чувствуем, как к нему приходит душевная зрелость, осозна­ ние своего места в жизни, способность оце­ нивать окружающих и самого себя высшей нравственной мерой, слитность со своим по­ колением. А вместе с этим приходит внут­ ренняя собранность, цельность, отчетливость мысли: Д авайте, м альчи ки , взрослеть. Д авай те м еньш е суети ться. Уж е не р озовы й р ассвет, А полдень см отри т в н аш и лица. Пора, светло и горячо П ройдя ск во зь м нож ество вопросов, С казать эп охе твердо, просто: — Я вы рос. Вот м ое плечо. Но не только в сфере гражданских чувств мы видим духовное развитие автора — и в человеческих отношениях тоже. В этой свя­ зи нельзя не сказать о любовной лирике Саулова. При всей неповторимости отноше­ ний двух людей, и в них человек тоже что- то приобретает — прежде всего, умение ува­ жать друг друга, в любой ситуации сохра­ нять порядочность и человечность. В лири­ ческом герое Саулова как раз хотелось бы отметить душевную тонкость, умение ценить все то, что несет с собой любовь. Поэт пи­ шет об этом не много и не навязчиво, но строй его чувств волнует и трогает. Есть несомненная связь между отношением авто­ ра к любимой женщине и той его прончк- нутостью красотой природы, о которой вы­ ше шла речь. Само ожидание любви как бы рождается из нежного пейзажа: К ачалось треп етное утро. Сирени плы ли облака, И во зн и кал а см утно-смутно Та, что не встр ечен а пока...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2