Сибирские огни, 1975, №7
а книжной шиши А. Саулов. Я боюсь опоздать. Стихи. Ке мерово, кн. изд, 1974. А. Саулов был талантлив, и потому о его поэзии есть что сказать, не имея нужды за менять слово «талант» другими. Оговорюсь сразу, что жизнь, освоенная поэтом, невели ка — не сумел или, вернее, не успел он к своим двадцатр шести навсегда остановив шимся годам объять ее во всей широте и сложности. Но тот небольшой мир, который он открыл, наполнен его личностью и ды шит истинной поэзией. Этот мир нестандар тен, он принадлежит Саулову и никому другому. По стихам хорошо восстанавливается путь его в поэзию. Стихи начались гораздо раньше, чем он услышал самое слово «поэ зия»: «... и шептали губы что-то, и не знали, что — стихи». В детском воображении окружающий мир освещается сказочно-поэтическим све том: тополь под окном напоминает спящего страуса на одной ноге, закат — множество жар-птиц, а ручей — как Змей Горыныч, «о камни бьет хвостом». Потом пришли са ми стихи, я с ними то «шальное чувство строк», которое уже не оставит поэта всю жизнь. В стихах последних лет Саулов упоминает о «муках творчества», но мы и сами видим, как строг становится он к себе, как упорно избавляется от приблизительности и случай ности слов, от недозрелости и «легкости» мысли. При этом — умеет избежать искусов литературной моды, стремления писать «модерново»,— он остался верен себе в сво их жизненных и литературных привязанно стях. Саулов верит в талант, без всякого кокетства, уважительно относясь к нему: Свет белы й д ер ж ат н е А тланты . Его. к а к гр у зчи к и , тал ан ты На плечи кр еп к и е берут. Что же сумел сказать своей поэзией Сау лов? Пожалуй, лучше всего он сумел себя выразить через природу. Любимый и наи более часто встречающийся образ в поэзии Саулова —- спелая земляника. Ягодный дух, сладкий, нежный, дурманящий, как бы про питывает строки его стихов. Поэт любуется тем, как «красным градом земляника за плясала, выпала...», ему хочется «брать гу бами эти ягоды прямо с каплями росы», и даже солнце кажется ему «земляничкою спелою». И этот образ, к которому так тя нется автор, есть уже какой-то ключ к эмо циональной сфере его творчества, недаром же одна из его книг так и названа — «Земляника». Конечно, одной природой невозможно ис черпать глубокий и сложный мир поэта, ко торый пишет и о друзьях, и о любви, о труде и о войне — но именно природа с наи большей силой вобрала в себя его мироощу щение, его представления о жизни: Я н ачи н аю сь, к а к р ек а, В зеленом поле, в летн ем поле. И если что с тех л ет и помню . То л иш ь тр аву и облака... Не часто в наше время встретишь такое органическое единство поэта и окружающей его природы. В них поэт просто живет и на слаждается в полную силу своих душевных возможностей. И в шутку сказанные слова воспринимаются как откровение: А в п олях — п ер еп ел а. А душ а м оя светла. Мщкет, п равда, м ен я м ам а Под березою наш ла? Наверное, отсюда пришел к Саулову его светлый оптимизм — но не как бездумное ощущение радости каждодневного сущест вования, а как умение наслаждаться и вдохновляться красотой жизни при всем ее драматизме, сложности и трудности. Отсюда же и открытая эмоциональность поэта: К дож динкам руки протян у И отраж усь в зел ен ы х луж ах. И бУДУ слуш ать, слуш ать, сл уш ать Цветную , птичью тиш ину. Природа у Саулова жизнерадостна,— она играет, цветет, переливается, и человеку в ней тоже радостно. Взгляд поэта ловит свет и краски, и, даже ночыо его. касаются «и синь, и солнце, и луна»; рисуемые им картины природы яркие, сияющие и про зрачно-чистые: До гори зон та — березн як. И только дож дь пром чался часты й . Х рустальной вы гнутою чаш ей Н ад миром встала белизна. Как это всегда бывает при чтении, хоро ших поэтов, с их стихами читаешь забытые знаки своего детства, позабытые мгновенья и — радуешься, что в строках этих сказано то самое, что тебе так хотелось сказать. В стихах Саулова гармония человека и при роды возникает очень естественно, просто, иногда вроде бы и -наивно: он может взять обыгранный множество раз в поэзии образ, а он — звучит свежо, поэтично, проникно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2