Сибирские огни, 1975, №7

Джульетта», он танцевал там Меркуцио. Не будем сравнивать трактовки этого обра­ за обоими исполнителями, Гумалевским и Диденко, отметим только то, что именно в этой партии Гумилевский сделал свой вы­ бор— он видит себя в героическом танце. Бесшабашность его Меркуцио походит на одержимость, в танце проскальзывают ноты патетические, танцовщик словно приподни­ мает своего героя над действительностью, героизирует его сущность. Последняя рабо­ та Гумалевскосо — Филипп в балете «Пла­ мя Парижа» — предоставила ему возмож­ ность доказать свое право на героические роли. Ведь внешние данные танцовщика — хрупкость, романтичность его облика, каза­ лось бы, диктуют репертуар-совершенно дру­ гого плана. Но споря с самим собой, Гумалевский своей работой приводит еще один аргумент в спорах балетных кри­ тиков —о значении амплуа в современном балете. Ермолаев и героический танец — это было понятно всем, Васильев в роли Спар­ така — это была сенсация. Владимиров, танцующий Ивана Грозного,— продолжение сенсации. Гумалевский ведет поиски имен­ но в этом направлении — ломая рамки ам­ плуа, уготованного ему внешностью. Обид­ но только, что главное свое доказательство ему приходится приводить в 'балете, рассчи­ танном именно на четкое разделение амплуа артистов. Поэтому в пантомимных сценах и скульптурных, статичных позах Гумалев- скому как раз не хватает фактурности, внешней убедительности, мужественности. Но зато в вариациях, танцевальных кусках, он, как говорится, берет свое. Его легкие и изящные от природы прыжки приобретают энергию и еилу, в точных фиксациях поз — решимость, уверенность. Филипп Гумалев- ского — весь «порыв к свободе, к свету», по­ рыв целеустремленный, мужественный. * * * Не каждый театр оперы и балета может похвастаться таким разнообразием актер­ ских индивидуальностей (хотя, скажем мягче,— потенциальных, только развиваю­ щихся индивидуальностей), такой богатой творческими поисками атмосферой. Поэто­ му перед руководством театра, перед балет­ мейстерами, педагогами-репетиторами сто­ ит, конечно, очень трудная, но и очень благодарная задача — создать благоприят­ ные условия для творческого роста балетной молодежи. А для этого нужны новые бале­ ты, новые оригинальные постановки, совме­ стный творческий поиск балётмейстеров и артистов балета. Эксперимент, как говорится на всех собра­ ниях, совещаниях, встречах театра и крити­ ков, стал традицией новосибирского балета. После долгого перерыва традиция эта была воскрешена постановкой балета «Ромео и Джульетта». Зритель ждет продолжения. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2