Сибирские огни, 1975, №7
дебютом на сцене Новосибирского театра оперы и балета было «Лебединое озеро»),, определялось, прежде всего, внешними и техническими данными балерины. За неж ностью и хрупкостью ее облика, воздуш ностью и кантиленвостью танца, конечно же, угадывались и Одетта, и Жизель, и Мария, и Сильфида, и Никия. Но при всем при том чистая лирика — не стихия балери ны. Сознательно или нет, но она всегда подводит своих героинь к трагедии — не столько по размаху чувств, по накалу страстей,,сколько по мироощущению и сце нической . атмосфере, которая возникает вокруг них. Наверное, в «Шопениане» она была бы прелестна ■— внешне балерина создана для этой роли, но элегичность и грустноватая созерцательность этого бале та не нашли бы полного воплощения в тгГн- це Гершуновой. Жизель Гершуновой —самая -элегичная внешне и самая трагичная по своей сути. > ...Двух человек сведет судьба на не- •сколько мгновений счастья, чтобы потом одного из них ударить больно, смертельно... Отзываясь на легкий стук, выбегает на. сце ну худенькая темноволосая девочка. Огля делась вокруг, пожала удивленно плечами... Гершунова танцует просто, свободно, слов но заново открывая каждое па' и радуясь тому, как легко она это делает. Есть в ее Жизели и пресловутое обаяние молодости, и счастливая улыбка, но при этом — и сдержанность, и душевная строгость. Ка жется, что легкомысленный, «донжуанский» тон Альберта задевает и огорчает ее. Гада нию на цветке -она внимает серьезно, и ро машковое «нет» приводит Жизель в отчая ние, потому что совпадает, с ее предчувст вием. Задумчиво склонив голову, идет она к авансцене. Но нетерпеливый Альберт до гоняет ее, берет за руку. Какую-то секунду длится этот момент — Жизель не оборачи вается, но и не отнимает руку, она словно прислушивается к себе, к голосу своего сердца Решилась... И уже об руку с люби мым парит в укачивающем ритме прыжков, в головокружительностя поддержек. Внеш не Жизель выглядит беззащитной, так иск ренне и беззаветно отдается она своему счастью, так незатейлив и светел ее танец для жениха. Но в улыбке, обращенной к Альберту, нет-нет да и мелькнет тень, а плечо приподнимется отстраняюще, строго... При всей хрупкости в этой крестьяночке чувствуется твердое стремление отстаи вать свои представления о добре, .справед ливости, . способность к нравственному подвигу. Сцена сумасшествия у Гершуновой лише на мелодраматического надрыва, хотя мно гие исполнительницы не могут избежать со блазна продемонстрировать здесь свои ак терские возможности. Для ее Жизели про исшедшее — не просто измена любимого, а крушение жизненного идеала. Словно мир раскололся надвое, и трещина— по ее серд цу. Она умирает потому, что в мире, где обман и компромисс, полуправда и полу- чувства законны, ей нет места. Из объятий в объятия, от Ганса к матери, от матери к любимому, переходит она, словно прощаясь со всеми, кто был ей дорог. И гибель Жизе ли воспринимается как ее победа. Строгость и целомудренность первого ак та сменяются во втором большей эмоцио нальностью, открытостью переживания. Все помыслы, чувства Жизели теперь сосредо точены на Альберте. Неизбежное сверши лось, но Жизель неизменна. Бледное лицо балерины, вся ее ломкая, почти прозрачная фигура словно светятся, излучая вокруг себя волны любви. В мерт вом царстве виллис обретает Жизель сво боду чувств и, может, впервые говорит в полный «голос» о своей любви. В танцах второго акта (все вокруг Альберта, все для Альберта) Жизель Гершуновой становится самим воплощением любви, нежной, верной, всесильной, дарящей жизнь. Взлеты и паре ния, кружево мелких партерных па — все призрачно, ирреально. Балерина замирает в туманных арабесках, завораживает бес шумным вихрем прыжков, вышивает пуан тами танцевальный рисунок. И при этом —■ взглядом, протянутой рукой, поворотом го ловы — ни на секунду не забывает о люби мом. В единоборстве с Миртой Жизель одерживает свою вторую победу. Г}е мстить, а спасать, не наказывать, а помогать создана Жизель И недаром, уже освещенный спасительными лучами солнца, Альберт из последних сил тянется к ее тон ким бледным рукам, благословляющим на чжизнь, научившим его человечности, муд рости. Классические героини Гершуновой вос принимают мир как гармонию красоты, добра и справедливости, а дисгармония, трагический разлад мечты и действительно сти губят их. Гершунова не танцевала Аврору в «Спя щей красавице», самую благополучную и неизменно улыбчивую балетную героиню (страсти, конфликты развязываются вокруг Авроры, из-за нее, но не задевают душу, не возмущают ее внутренний ясный и без облачный мир), но можно предположить, что прекрасная хореография , этого образа не удовлетворила бы балерину — именно из-за отсутствия внутренних противоречий, внутреннего движения духовной жизни образа. Да и за прошедшие годы ни «премьерства», ни «балеринской царствен ной стати» в танце Гершуновой не прибави лось. И это отнюдь не упрек, скорей по хвала— балерина чувствует свой стиль, свои возможности. Блестящая концертность, парадность танца ей не идут, за самодовле ющей отточенностью формы потерялась бы непосредственность, своеобразное обаяние ее танца. Гершунова попыталась однажды продемонстрировать элегантность и блеск прима-балерины, и танец ее, насильно пере саженный на чужую почву, потускнел, по терялся, обезличился. Образ шекспировской Джульетты по внутренней теме — прямое продолжение Одетты и Жизели. Но при работе над этим образом Гершунова, до сих .пор танцевав шая В’классике, впервые встретилась с со временной хореографией. Балет Сергея Прокофьева «Ромео и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2