Сибирские огни, 1975, №7
ИСКУССТВО Светлана Зайцева 27 лет, старший редактор Новосибирского радио, ' участница Всероссийского семинара молодых критиков БАЛЕТ-ИСКУССТВО МОЛОДЫХ Балет — искусство молодых. В первые же годы здесь одерживаются головокружи тельные победы, создаются имена. Надеж да Павлова, еще будучи ученицей хореогра фического училища, завоевала на Втором Московском международном конкурсе ба лета высшую награду для балерины — Гран При. Теперь каждая ее премьера в Пермском театре становится событием. На выпускные концерты Московского и Ленин градского училищ собирается самая предан ная балету публика: ведь на сцену впервые выходят будущие звезды, талант которых виден уже в годы ученичества. Четыре сезона слежу я за судьбой моло дых артистов Новосибирского театра оперы и балета. Первых четыре года работы в театре — это очень важный для актера, многое определяющий этап. Четыре года назад, после успешных гаст ролей новосибирского балета в Австралии и Новой Зеландии, на открытие сезона да вался балет «Лебединое озеро». В афишах было специально оговорено — танцуют мо лодые: Любовь Гершунова, Лариса Матю хина, Анатолий Бердышев и Иван Диденко. Спектакль этот помнится до сих пор, хотя он был далеко не самым блестящим в ре пертуаре театра. Одетту танцевала Гершунова. ...Казалось бы, все как встарь: плывут меж вздымающихся волн бутафорские кар тонные лебеди, принц с арбалетом в руках романтически вглядывается в даль. Но вот скользнула из-за кулис легкой тенью Одет та. Остановилась, вздрогнув, заслонила ру кой лицо от чужого, любопытствующего взгляда. И ожил, задышал старый, знако мый балет, романтическая сказка обрела вдруг первозданную свежесть и новизну. Гершунова была отнюдь не королевой ле бедей, в ней не было нйчего от царственной балеринской стати, бутафорская корона яв но тяготила ее. Скорей это была замкнутая, угловатая девочка-подросток, в которой расцветали под звуки адажио первые чер ты женственности. В ее Лебеде было что-то диковатое и тревожное. Гершунова обеща ла не сказку со счастливым концом, она танцевала трагедию. Неброская и непри метная поначалу, Одетта ни разу не за терялась в белом хороводе подруг, настой-, чиво и скорбно вела она свою тему любви- судьбы, любви-беды, любви-испытания. Лю бовь настигает Одетту Гершуновой неждан но, она ничем от нее не защищена, она от крыта и ранима. До встречи с Принцем она не жила; после крушения ее любви она жить не может. Цельность, бескомпро миссность натуры — ее сила и ее слабость. Адажио второго акта у балерины — одно- времешю дуэт признания и дуэт предчув ствия невозможности счастья. Была печаль ная страстность в ее танце, в скорбно-мо литвенных взлетах на руках принца, в мед ленных, задумчивых турах, в надломлен ных струящихся вниз арабесках. В неуме лой нежности ее рук, в отрешенности взгля да, в ломких контурах танца — во всем бы ло ощущение беды Но настороженная вна чале, Одетта постепенно оттаивает, чувст вуя, как каждое ее движение находит от клик у Принца. Женственней и свободней становятся линии танца, и в вариации уже звучит надежда на счастье, хотя одновре менно присутствует в дуэте любви второй план: Одетта как бы заранее знает, что произойдет на балу, и заранее прощает своего любимого — так неожиданно про рывается скорбь в ее прощальных объятиях, так трагично выглядит ее тонкая склонен ная фигурка. Амплуа лирической танцовщицы, сразу и безоговорочно отданное Гершуновой (ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2