Сибирские огни, 1975, №7

ИСКУССТВО Светлана Зайцева 27 лет, старший редактор Новосибирского радио, ' участница Всероссийского семинара молодых критиков БАЛЕТ-ИСКУССТВО МОЛОДЫХ Балет — искусство молодых. В первые же годы здесь одерживаются головокружи­ тельные победы, создаются имена. Надеж­ да Павлова, еще будучи ученицей хореогра­ фического училища, завоевала на Втором Московском международном конкурсе ба­ лета высшую награду для балерины — Гран При. Теперь каждая ее премьера в Пермском театре становится событием. На выпускные концерты Московского и Ленин­ градского училищ собирается самая предан­ ная балету публика: ведь на сцену впервые выходят будущие звезды, талант которых виден уже в годы ученичества. Четыре сезона слежу я за судьбой моло­ дых артистов Новосибирского театра оперы и балета. Первых четыре года работы в театре — это очень важный для актера, многое определяющий этап. Четыре года назад, после успешных гаст­ ролей новосибирского балета в Австралии и Новой Зеландии, на открытие сезона да­ вался балет «Лебединое озеро». В афишах было специально оговорено — танцуют мо­ лодые: Любовь Гершунова, Лариса Матю­ хина, Анатолий Бердышев и Иван Диденко. Спектакль этот помнится до сих пор, хотя он был далеко не самым блестящим в ре­ пертуаре театра. Одетту танцевала Гершунова. ...Казалось бы, все как встарь: плывут меж вздымающихся волн бутафорские кар­ тонные лебеди, принц с арбалетом в руках романтически вглядывается в даль. Но вот скользнула из-за кулис легкой тенью Одет­ та. Остановилась, вздрогнув, заслонила ру­ кой лицо от чужого, любопытствующего взгляда. И ожил, задышал старый, знако­ мый балет, романтическая сказка обрела вдруг первозданную свежесть и новизну. Гершунова была отнюдь не королевой ле­ бедей, в ней не было нйчего от царственной балеринской стати, бутафорская корона яв­ но тяготила ее. Скорей это была замкнутая, угловатая девочка-подросток, в которой расцветали под звуки адажио первые чер­ ты женственности. В ее Лебеде было что-то диковатое и тревожное. Гершунова обеща­ ла не сказку со счастливым концом, она танцевала трагедию. Неброская и непри­ метная поначалу, Одетта ни разу не за­ терялась в белом хороводе подруг, настой-, чиво и скорбно вела она свою тему любви- судьбы, любви-беды, любви-испытания. Лю­ бовь настигает Одетту Гершуновой неждан­ но, она ничем от нее не защищена, она от­ крыта и ранима. До встречи с Принцем она не жила; после крушения ее любви она жить не может. Цельность, бескомпро­ миссность натуры — ее сила и ее слабость. Адажио второго акта у балерины — одно- времешю дуэт признания и дуэт предчув­ ствия невозможности счастья. Была печаль­ ная страстность в ее танце, в скорбно-мо­ литвенных взлетах на руках принца, в мед­ ленных, задумчивых турах, в надломлен­ ных струящихся вниз арабесках. В неуме­ лой нежности ее рук, в отрешенности взгля­ да, в ломких контурах танца — во всем бы­ ло ощущение беды Но настороженная вна­ чале, Одетта постепенно оттаивает, чувст­ вуя, как каждое ее движение находит от­ клик у Принца. Женственней и свободней становятся линии танца, и в вариации уже звучит надежда на счастье, хотя одновре­ менно присутствует в дуэте любви второй план: Одетта как бы заранее знает, что произойдет на балу, и заранее прощает своего любимого — так неожиданно про­ рывается скорбь в ее прощальных объятиях, так трагично выглядит ее тонкая склонен­ ная фигурка. Амплуа лирической танцовщицы, сразу и безоговорочно отданное Гершуновой (ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2