Сибирские огни, 1975, №7
лет страдал в каторжной работе напрасно; что невинность его обнаружена по суду, официально. Что настоящие преступники нашлись и сознались и что несчастный уже освобожден из острога. Издатель никак не может сомневаться в достоверности этого известия... Прибавлять больше нечего. Нечего гово рить и распространяться о всей глубине трагического в этом факте, о загубленной еще смолоду жизни под таким ужасным обвинением. Факт слишком понятен, слиш ком поразителен сам по себе. Мы думаем тоже, что если такоц, факт оказался возможным, то уже самая эта возможность прибавляет еще новую и чрез вычайно яркую черту к характеристике и полноте картины Мертвого дома». А дальше начинается собственно глава «Претензия». Таким образом, страшная история мнимого отцеубийцы рассказана полностью. Не напоминает ли она чего-либо? Ложное обвинение-, судебная ошибка, раз удалый нрав осужденного, его ум?.. Да ведь это же Дмитрий Карамазов — главный герой одного из величайших романов рус ской и мировой литературы! Именно в Ом ске познакомился Достоевский с прототипом своего будущего произведения. Именно здесь родился первоначальный замысел ро мана. Однако литературоведы и читатели узнали об этом не сразу. Много лет спустя после первых публика ций «Записок», когда уже не было в живых их автора, Петр Мартьянов — ныне прочно забытый писатель — опубликовал свои вос поминания. Несколько страниц в них посвя щено омскому периоду Достоевского. Прав да, факты взяты из вторых рук — от одного из офицеров, несших когда-то караульную службу в Омском остроге. Однако в этих воспоминаниях немало интересных деталей, касающихся как самого Достоевского, так и его окружения. Упоминает Мартьянов и «отцеубийцу» из дворян: «...Присланный за отцеубийство дворянин был подпоручик Ильин, служивший в То больске в линейном батальоне. По решению суда, за дурное поведение он был пригово рен к разжалованию в рядовые, а по обви нению в отцеубийстве,, за неимением доста точных доказательств, суд полагал оста вить его в сильном подозрении. Но импера,- тор Николай Павлович, на утверждение которого восходила конфирмация военного суда, изволил положить резолюцию: «Отце убийца не должен служить в рядах войск. В каторжные работы на двадцать лет». Мартьянов просто сообщил некоторые подробности, он не увидел связи между мнимым отцеубийцей и Дмитрием Карама зовым. Заговорили об этом гораздо позже. В 1936 году советский литературовед Б. Г. Реизов опубликовал статью «К истории за мысла «Братьев Карамазовых». В ней о-н доказал, что именно безвестный тобольский подпоручик стал прототипом Дмитрия. Во- первых,— говорит Реизов,— в черновиках «Братьев Карамазовых» город, в котором происходили все описываемые в романе со бытия, назван вначале Тобольском, и толь ко потом появляется известное каждому чи тавшему этот роман название — Скотопри- гоньевск. А во-вторых, в набросках романа писатель давал Мите фамилию Ильинский. Проанализировав эти и другие обстоя тельства, Б. Г. Реизов делает вывод: «Дмит рий Карамазов был одним из тех харак теров, типов, которые вынес Достоевский из каторги, и это последнее его произведе ние больше, чем какое-либо, обязано своим происхождением страшным каторжным впе чатлениям. «Братья Карамазовы» представ ляются нам теперь в совсем ином освеще нии: для своего автора роман этот не был только литературным. вымыслом, продуктом еро воображения и философской мысли: это была сама действительность, жизнь, исто рия, нечто гораздо более правдивое и мучи тельное, чем простая художественная фикция». Я ехал в Тобольск с надеждой найти в знаменитом архиве хоть какие-нибудь доку менты, связанные С именем несчастного то больского подпоручика. А вдруг?! В дороге вынимал папку со своими вы писками по Достоевскому, перелистывал, перечитывал их. И каждый раз невольно останавливался на одной, сделанной из той же статьи Б. Г. Реизова: «Нам неизве стно, насколько близок роман к процессу Ильинского. ...Более близкое знакомство с источником позволило бы глубже проникнуть в творче ский метод и неведомые замыслы Достоев ского. Насколько воспользовался он процес сом? Где кончается история и начинается художественный вымысел? В чем проявлял ся творческий акт и как он осуществлялся? Глубокая и детальная разработка этих воп росов предполагает и более близкое знаком ство с этим бытовым источником романа». В Тобольске директор музея И. И. Кап лун рассказал о работе архива, об его со кровищах. Потом я изучил путеводитель, выбрал наиболее подходящие по годам и содержанию фонды и попросил принести их описи. Тут редко «везет», редко выпадает так называемый счастливый случай. Только многодневный, кропотливый труд может дать результаты. Я взял из стопки первую, лежащую сверху опись: фонд тобольского окружного стряпчего. Раскрыл, просмотрел первую страницу, вторую, начал третью... И вдруг вскочил со стула: в описи аккурат ным писарским почерком было выведено на звание дела: «О подпоручике Ильинском. Начато 21 сентября 1846 года, окончено 6 февраля 1847 года. На 10 листах». О чем я думал тогда? Должно быть о том, что бывают исключения и в неписаных законах архивного поиска, о том, как на писать обо всем этом. Но пришел директор, и я сразу увидел разочарованное его лицо. «Вот, пожалуй ста,— сказал он,— но это не совсем то». И положил передо мной тонкую пачку серова тых листов плотной бумаги. Да, это было не совсем то. Не само дело подпоручика Ильинского, а лишь служеб ная переписка по поводу этого дела. Бумаги о бумагах. Документы о документах. На пример, вот такой:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2