Сибирские огни, 1975, №6
но постоянно. Кончились отпущенные ему природой силы души его и тела. Но он ни на один день не бросал свою шоферскую работу и, несмот ря ни на что, был на хорошем счету. Дядя Федя принадлежал к числу тех мастеровитых людей, которые, не заботясь о внешней красоте и изяществе, умели из подвернувшегося под руку барахла смастерить »се, что угодно, хоть самолет. Видимо, поэтому ему вечно доставались самые расхлестанные, езженые-переез- женные грузовики. Мало чего оставалось в них родного, заводского, разве что рама да кабина, а мотор и все окружающее его детальное многообразие, не говоря уж о колесах, коробке передач и прочем, меня- лось-заменялось много раз. Получив такую машину, дядя Федя несколь ко дней испытывал ее на разваливаемость, выясняя, что еще можно со хранить, а что надо выбросить, сам точил, нарезал, выбивал, выпиливал недостающие части. Если не было нужного металла, подходящего инст румента, чтобы изготовить похожую на заводскую вещицу, она заменя лась хитроумной системой, переплетением проволок, тросиков и обык новенных гвоздей. Зато после этого машина работала почти безотказно. А если и за барахлит, дядя Федя выдернет из-под сиденья какой-нибудь болтик, отрывок изоленты или еще что-то в этом роде, откроет капот и, не глядя, сунет в нужное место, глядишь, грузовик крякнет и снова побежит. Я не раз ездил с ним еще до войны и после войны по разным, теперь уж забытым, поводам. На ровной дорожке дядя Федя любил придавить железку и выжать приличную скорость, так что грузовик его переставал трястись и стучать, а принимался свистеть каждой щелкой на разные голоса, будто загрузили его целой стаей певчих птиц. Так под веселый свист и летел он на птичьих крыльях, радуя и удовлетворяя шофер ское сердце. Но в обычное, рабочее время, особенно если был груз, дядя Федя вел машину с осторожностью и неторопливо, не боясь, однако, никаких расстояний и дорожных препятствий. Любая грязь и колдобины были ему нипочем. Случалось, выстроится целая колонна новеньких, свежень ких, молодых ЗИЛов перед каким-нибудь дорожным нырком, в котором уже барахтается кто-то, дядя Федя подъедет, осмотрится, померяет пал кой глубину, потопает по обочине и потихоньку тронется, бочком объез жая молодые машины, и, ни разу не буксанув, не захлебнувшись, выбе рется на ровное место. А там и другие за ним потянутся. К машине он относился, как к лошади. Внешне это выглядело за бавно. Похлопает дядя Федя ладошкой по бортам, как по бокам, посту кает ногой по заплатанным скатам и скажет: — Чегой-то ты, Пегашка, отощал у меня. Да и копыта все стерлись. Сам посмеивается и даже подмигивает мне: — Мы с ним теперь не участвуем в бегах-то. Уволили. Навоз возим. Ну, иной раз охота же пробежаться по-молодому. И, усаживаясь в кабину, все шутит: — Тпру-тпру, Пегашка! Не балуй! Сейчас поедем. Ну, трогай! Бен- зинчику попил, маслицем заправился, теперь давай-ка беги крупной рысью. Эх, пошла, любезная! Ах, ты куня-Ваня сел на баню! Во как ле тит! Пади! Пади! Пегаш разошелся. Шутит и шутит дядя Федя. И, может быть, в глубине души и созна ния думает и чувствует вполне всерьез. Ну, хотя бы о том, что было и что прошло безвозвратно. Или о том, что вдруг и на самом деле, разбе жавшаяся, разогревшаяся машина, установив все связи всех частей сво их, стала способной что-то ощутить... В одно время дядя Федя совсем было воспрянул и оздоровел, снова повеселел и приохотился к жизни,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2