Сибирские огни, 1975, №6
57 БАЛКОН БЕЗ ПЕРИЛ будущая специальность и работа — стал он шофером — вот так и возит всю жизнь кого-нибудь. Виталий же от рабочей специальности отбился очень быстро — окон чил курсы и стал экономистом-плановиком. Как у человека, разносто ронне одаренного, у него получалось все, за что бы он ни брался. Так, он был отличным рисовальщиком. Помню, случились у него трудные време на, и он зарабатывал писанием и рисованием рекламных плакатов для железнодорожного ресторана. Любя хорошо одеться, не отстать от моды, Виталий собственноручно пополнял и обновлял свой гардероб. Он мог сшить и открахмалить вели колепную манишку, на худой конец, приделать какой-нибудь старой ру башонке самый модный ворот и белоснежные, жесткие манжеты. Однажды он два дня просидел за бабкиной швейной машинкой, от махиваясь от ее недовольной воркотни, перелицевал старый поизносив шийся костюм и предстал перед искренне пораженными домочадцами писаным красавцем из журнала мод. И но службе он мог бы и действительно неоднократно поднимался довольно высоко, но неизменно срывался — Виталий пил. На Бурлинской он не жил постоянно. Он не раз получал на работе комнату, однажды даже отдельную квартиру, но, сорвавшись, лишался и жилья. Тогда он приходил на Бурлинскую чуть ли не полураздетый: в клетчатых полотняных брюках и тапочках, в бумажной синей курточке, надетой прямо на голое тело. Между тем вовсе не удрученный и винова тый, а, скорее всего, весело злой. Перетряхивал отцову одежду, приспо сабливал ее по себе и, приняв более или менее приличный вид, удалялся до вечера. Возвращался, конечно, вновь крепко навеселе, но с кипой де ловых бумаг. Это бывали и чертежи, которые он брался скопировать, ни когда не учившись этому делу и не имея даже школьной готовальни, или какие-нибудь срочные планово-экономические отчеты, все-таки кем-то до верявшиеся ему. Дня на два, на три он засаживался за работу, спал по три часа в сутки, щелкал счетами, чертил и переписывал четким чертеж ным шрифтом бумаги и, оказывалось, выполнял работу на отлично, за рабатывая приличную сумму денег. Вскоре он опять покидал Бурлинскую до очередного срыва. На Бурлинской, в крошечной боковой комнатушке, где обычно оби тал Виталий в трудные для него времена, висела на стене фотография, наклеенная на голубой картон. Это был кадр из кинофильма с участием знаменитого киноактера (кажется, Кторова), изображавший мужчину в шикарном вечернем костюме, изящно лежащего на полу, на ковре, вы ражение страдания и ненависти на его лице свидетельствовало о том, что он, видно, ранен или подвергся внезапному нападению, в вытянутой правой руке он держит пистолет, направленный прямо па вас. При бег лом взгляде на фотографию казалось, что это Виталий. Сходство было заметным, Виталий, конечно, это знал и нередко его подчеркивал: одеж дой, поведением, манерами, движением широких бровей, снисходитель ной’улыбочкой большого рта, притворно трагическими жестами. Он довольно часто выдумывал для себя какие-нибудь привычки или неожиданные странности в поведении и манерах. Никогда не страдав ший этим недостатком, он вдруг начинал заикаться, и никакие увещева ния не могли его сбить, пока самому не надоедало. Иногда он становил ся неестественно подвижным, суетливым, а левый глаз неожиданно пора жался нервным тиком, и Виталий то и дело будто всем подмигивал. Но и это чудачество проходило, когда наскучивало. Ничего подобного не бывало с дядей Федей, и он лишь добродушно посмеивался над братом: — Опять Витьша задурил. А Виталий задумчиво объяснял:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2