Сибирские огни, 1975, №6

ПНЕЛМКАШЛИ НЕИЗВЕСТНЫЕ ПИСЬМА Л. Н. СЕЙФУЛЛИНОЙ Письма эти хранятся у омского профес­ сора В. В. Берникова, в свое время — в на­ чале двадцатых годов — они были адресо­ ваны ему, молодому тогда поэту. В книге Леонида Мартынова «Воздушные фрегаты», в новелле «Омские озорники», есть такие строки: «...Я снова оказался в Омске, где к этому времени еще более дея­ тельно функционировала бывшая синагога, под чьим кровом собирался весь цвет «прог­ рессивной молодежи». Насколько помню, тут можно было встретить еще писавшего стихи, но уже ученика музыкального учили­ ща Виссариона Шебалина... Появлял­ ся там... почвовед Вадим Берников, пра-, внук автора «Коиька-Горбунка» Петра Ершова...» Вадим Берников в те далекие времена не только «появлялся» на литературных собра­ ниях, литературных вечерах, в квартирах омских поэтов и писателей, но и читал свои стихи, которые получали одобрение. Мальчиком — в 1910 году — он был от­ правлен родителями в Париж учиться в так называемой «Новой русской школе», куда, кстати, поместил своего сына Макси­ ма и А. М. Горький. В школе хорошо было поставлено препо­ давание литературы. Вадим Венедиктович до сих пор вспоминает учителя-словесника Всеволода Михайловича Эйхенбау-ма. А дружба с Максимом Пешковым, с которым они сидели на одной парте, посещение квартиры Екатерины Павловны, матери своего школьного товарища, жены Горько­ го,— все это вызывало дополнительный ин­ терес к литературе у мальчика из Омска. Первые стихи были написаны еще там, в школе. А дотом —Петроград. Леоной институт. На литературных вечерах в столице моло­ дой поэт видит живого Блока... Омск... Берников — научный сотрудник сельскохозяйственного института. Но имен­ но в этот период — в годы после револю­ ции и изгнания Колчака — он особенно увлекается поэзией. Бывает у Антона Соро­ кина, в квартире братьев Мартыновых — Николая и Леонида; его знают Георгий Вяткин, Всеволод Иванов. В Омске становится известно, что в сосед­ нем Новониколаевске открывается литера­ турно-художественный и общественно-по­ литический журнал «Сибирские огни». Моло­ дой поэт посылает туда свои стихи и вскоре получает ответ. Лидия Сейфуллина, секре­ тарь'редакции, извещает Вадима Бернико­ ва, что его стихи идут в первом номере журнала. Она даже ставит вопрос о том; а не переехать ли Берникову в Новонико- лаевск и не заняться ли вплотную, так ска- ,зать, профессионально, литературой (это было не только ее личное мнение, но и мне­ ние других товарищей из редакции журнала). А за первым письмом — второе. Потом еще и еще. Из писем Сейфуллиной молодой поэт узнавал о литературной атмосфере в Новониколаевске, о том подъеме, что был вызван открытием журнала «Сибирские огни», о работе самой писательницы — ее планах, настроении. Как и Виссарион Шебалин, Вадим Берни­ ков не стал профессиональным писателем. У первого — музыка, у второго — взяла верх наука (В. В. Берников — известный ученый, доктор сельскохозяйственных наук, профессор). Однако любовь к литературе он пронес через всю жизнь. Публикуемые письма — это только часть документов, которые он хранит и которые, как нам кажется, представляют интерес для современного читателя. I 2 5 февраля 1 9 2 2 г. Уважаемый товарищ Берников. Ваши стихи приняты для журнала с осо­ бенной радостью. Всеми отмечено исключи­ тельное дарование. «Ходит вечер в розо­ вой рубахе» читают чуть не на каждом ли­ тературном собрании коллегии. Оно пойдет в первом номере первым. Хороши и другие. Но принципиально принято постановление двух вещей одного автора в одном номере не помещать и [другие стихи ] оставлены для следующих номеров. Пишите еще. Бу­ дем рады. Авторский гонорар не задержим. Всем нам захотелось побольше узнать о ■Вас, познакомиться с Вами. Напишите о се­ бе. Ваш возраст, материальное и■социаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2