Сибирские огни, 1975, №6
та, возвращаясь после воздушного боя над озером Балатон. Похоронен в братской могиле в Будапеште... ...Через год, когда немного пришла в се бя, Петухова подала заявление о приеме ее в Коммунистическую партию.. Рекомен довали Валентину Викторовну В. Редлих, П. Бахтин, Н. Михайлов. В 1945 году состоялся первый выпуск студии. Большинство молодых актеров осталось в «Красном факеле». ...Домик на улице Кирова кто-то из ре бят в свое время метко сравнивал с вагоном на запасном пути. И днем, и вечером при ходили сюда люди. Приехала Инна Мака рова на каникулы домой — бежит на Ки ровскую. Как-то раздался стук в окно. Вы глянула, — «батюшки, да это же Ваня Ке да!» Ушел солдатом, вернулся офицером, вся грудь в орденах. Ворвался в дом, схва тил в охапку Валентину Викторовну, а она в себя прийти не может... Живой, здоровый! Однажды пришел Ваня Болотин. В штат ском костюме, элегантный плащ через ру ку—трудно было распознать в нем бывшего фронтового разведчика. После демобилиза ции остался Ваня на партийной работе. Мечты о театре пришлось запереть поглуб же. Валентина Викторовна поила его чаем с домашним вареньем, расспрашивала о житье-бытье. Многие из ее бывших кружковцев не вер нулись с войны. Пропал без вести в 1941 го ду Женя Несмелов. Паша Гуляйкин — ве ликолепный Вишневский в «Доходном мес те» — погиб в первый же год войны. Так же как и Володя Беспалов. Дима Мелик убит под Ленинградом, у села Задорного. Во время атаки он подхватил знамя из рук упавшего знаменосца, но успел пробежать всего несколько метров. Уже после войны умер от контузии Марат Бондаренко... — Знаешь, а Леонид Чевашов, несмотря на серьезное ранение, поступил все-таки в ГИТИС, на режиссерское отделение,— поделилась своей радостью' с Болотиным Валентина Викторовна.— Боря Сухов учит ся в нашей студии. Добился своего! — А Инночка-то как прославилась! — подхватил Болотин. Имя Инны Макаровой, действительно, после фильма «Молодая гвардия» стало . широко известно в стране. Нину Мамаеву приняли в труппу Ленинградского театра. Стали актерами Таня Скарутто, Люба Лу нева, Витя Орлов, Борис Мостовой... Более двадцати профессиональных актеров выра стила Петухова из своих кружковцев. В 1948 году состоялся второй выпуск студии. Он был последним. Студия при «Красном факеле» перестала существовать. Валентина Викторовна сделала попытку вернуться на профессиональную сцену. Сыграла в спектакле театра «Красный фа кел» по пьесе Л. Хелман «Семья Ферелли теряет покой». Спектакль ставила В. П. Редлих. Петухова получила роль мисс Эниз, потом сыграла в «Вассе Желез новой» Анну. Но ее тянуло к режиссерской и педагогической работе. Без этого она уже не мыслила своей жизни. И вот в 1949 го ду Петухова вновь связывает свою жизнь с детьми. * * * — Вы знаете, за что я люблю самодея тельность? — Наверное Валентине Викто ровне приходилось не раз отвечать на этот вопрос, если не для других, то для себя.— Мне нравилось работать с детьми, потому что все они были как воск в моих руках. Они приходили в кружок, не умея ничего, и я их учила всему. — Актеры — народ избалованный, кап ризный, с ними трудно находить общий язык, по себе знаю.— Петухова задумалась, а потом продолжала: — А здесь, у ребят,— полное доверие и глаза, распахнутые на стежь. Я молодею с ними душой. Наверное поэтому она сразу же согласи лась в 1949 году пойти на работу в Дом пионеров. Ей хотелось вернуть то время, когда она, более десяти лет назад, создава ла детский, драматический коллектив в ДХВД, снова зажечь огонь искусства в чьих-то сердцах. Дворец пионеров называл себя преемни ком ДХВД А. Валентина Викторовна была живая носительница традиций ДХВД. Она снова оказалась прекрасным организатором. Никогда в Новосибирске не было такой мас совой детской самодеятельности, как в 50-е годы. Свыше семидесяти тысяч ребят занималось в разных кружках. Драматиче ские, хоровые, танцевальные, художествен ного слова — она организовала их почти во всех школах города. К VI Всемирному фестивалю молодежи Валентина Викторов на, впервые в истории Новосибирска, про вела смотры детской самодеятельности на английском, немецком и французском язы ках. В сферу ее деятельности, помимо школ, оказались вовлеченными даже детские сады. В эти годы Петухова выступает с лекция ми и докладами по эстетическому воспита нию детей в пединституте, по радио, в печа ти. Энергии ее хватает на многое и все-таки остается вполне достаточно, чтобы Валенти на Викторовна взялась еще раз за руковод ство кружком. Сельхозинститут никогда не славился сво ей самодеятельностью. Среди актеров, кото рые время от времени вели здесь занятия, сложилось прочное убеждение, что там во обще нельзя работать. Не климат! Студенты кружки не посещают, дирекцию института проблемы самодеятельности не волнуют. Когда Петухова пришла на первую репети цию драматического кружка, то от одного вида неуютной, обшарпанной комнаты ей стало тоскливо. Еще горше стало на душе, когда через полчаса в комнату заглянули три или четыре человека. И это все, не смотря на то, что о начале занятий извеща ли многочисленные объявления в коридо рах института! Ребята сидели со скучающими лицами, го товые в любой момент подняться и уйти. Валентина Викторовна поняла, что если она их сейчас не заинтересует, дело с мертвой точки сдвинуть будет нелегко. Между про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2