Сибирские огни, 1975, №6

та, возвращаясь после воздушного боя над озером Балатон. Похоронен в братской могиле в Будапеште... ...Через год, когда немного пришла в се­ бя, Петухова подала заявление о приеме ее в Коммунистическую партию.. Рекомен­ довали Валентину Викторовну В. Редлих, П. Бахтин, Н. Михайлов. В 1945 году состоялся первый выпуск студии. Большинство молодых актеров осталось в «Красном факеле». ...Домик на улице Кирова кто-то из ре­ бят в свое время метко сравнивал с вагоном на запасном пути. И днем, и вечером при­ ходили сюда люди. Приехала Инна Мака­ рова на каникулы домой — бежит на Ки­ ровскую. Как-то раздался стук в окно. Вы­ глянула, — «батюшки, да это же Ваня Ке­ да!» Ушел солдатом, вернулся офицером, вся грудь в орденах. Ворвался в дом, схва­ тил в охапку Валентину Викторовну, а она в себя прийти не может... Живой, здоровый! Однажды пришел Ваня Болотин. В штат­ ском костюме, элегантный плащ через ру­ ку—трудно было распознать в нем бывшего фронтового разведчика. После демобилиза­ ции остался Ваня на партийной работе. Мечты о театре пришлось запереть поглуб­ же. Валентина Викторовна поила его чаем с домашним вареньем, расспрашивала о житье-бытье. Многие из ее бывших кружковцев не вер­ нулись с войны. Пропал без вести в 1941 го­ ду Женя Несмелов. Паша Гуляйкин — ве­ ликолепный Вишневский в «Доходном мес­ те» — погиб в первый же год войны. Так же как и Володя Беспалов. Дима Мелик убит под Ленинградом, у села Задорного. Во время атаки он подхватил знамя из рук упавшего знаменосца, но успел пробежать всего несколько метров. Уже после войны умер от контузии Марат Бондаренко... — Знаешь, а Леонид Чевашов, несмотря на серьезное ранение, поступил все-таки в ГИТИС, на режиссерское отделение,— поделилась своей радостью' с Болотиным Валентина Викторовна.— Боря Сухов учит­ ся в нашей студии. Добился своего! — А Инночка-то как прославилась! — подхватил Болотин. Имя Инны Макаровой, действительно, после фильма «Молодая гвардия» стало . широко известно в стране. Нину Мамаеву приняли в труппу Ленинградского театра. Стали актерами Таня Скарутто, Люба Лу­ нева, Витя Орлов, Борис Мостовой... Более двадцати профессиональных актеров выра­ стила Петухова из своих кружковцев. В 1948 году состоялся второй выпуск студии. Он был последним. Студия при «Красном факеле» перестала существовать. Валентина Викторовна сделала попытку вернуться на профессиональную сцену. Сыграла в спектакле театра «Красный фа­ кел» по пьесе Л. Хелман «Семья Ферелли теряет покой». Спектакль ставила В. П. Редлих. Петухова получила роль мисс Эниз, потом сыграла в «Вассе Желез­ новой» Анну. Но ее тянуло к режиссерской и педагогической работе. Без этого она уже не мыслила своей жизни. И вот в 1949 го­ ду Петухова вновь связывает свою жизнь с детьми. * * * — Вы знаете, за что я люблю самодея­ тельность? — Наверное Валентине Викто­ ровне приходилось не раз отвечать на этот вопрос, если не для других, то для себя.— Мне нравилось работать с детьми, потому что все они были как воск в моих руках. Они приходили в кружок, не умея ничего, и я их учила всему. — Актеры — народ избалованный, кап­ ризный, с ними трудно находить общий язык, по себе знаю.— Петухова задумалась, а потом продолжала: — А здесь, у ребят,— полное доверие и глаза, распахнутые на­ стежь. Я молодею с ними душой. Наверное поэтому она сразу же согласи­ лась в 1949 году пойти на работу в Дом пионеров. Ей хотелось вернуть то время, когда она, более десяти лет назад, создава­ ла детский, драматический коллектив в ДХВД, снова зажечь огонь искусства в чьих-то сердцах. Дворец пионеров называл себя преемни­ ком ДХВД А. Валентина Викторовна была живая носительница традиций ДХВД. Она снова оказалась прекрасным организатором. Никогда в Новосибирске не было такой мас­ совой детской самодеятельности, как в 50-е годы. Свыше семидесяти тысяч ребят занималось в разных кружках. Драматиче­ ские, хоровые, танцевальные, художествен­ ного слова — она организовала их почти во всех школах города. К VI Всемирному фестивалю молодежи Валентина Викторов­ на, впервые в истории Новосибирска, про­ вела смотры детской самодеятельности на английском, немецком и французском язы­ ках. В сферу ее деятельности, помимо школ, оказались вовлеченными даже детские сады. В эти годы Петухова выступает с лекция­ ми и докладами по эстетическому воспита­ нию детей в пединституте, по радио, в печа­ ти. Энергии ее хватает на многое и все-таки остается вполне достаточно, чтобы Валенти­ на Викторовна взялась еще раз за руковод­ ство кружком. Сельхозинститут никогда не славился сво­ ей самодеятельностью. Среди актеров, кото­ рые время от времени вели здесь занятия, сложилось прочное убеждение, что там во­ обще нельзя работать. Не климат! Студенты кружки не посещают, дирекцию института проблемы самодеятельности не волнуют. Когда Петухова пришла на первую репети­ цию драматического кружка, то от одного вида неуютной, обшарпанной комнаты ей стало тоскливо. Еще горше стало на душе, когда через полчаса в комнату заглянули три или четыре человека. И это все, не­ смотря на то, что о начале занятий извеща­ ли многочисленные объявления в коридо­ рах института! Ребята сидели со скучающими лицами, го­ товые в любой момент подняться и уйти. Валентина Викторовна поняла, что если она их сейчас не заинтересует, дело с мертвой точки сдвинуть будет нелегко. Между про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2