Сибирские огни, 1975, №6

ной работы ее руководителям, успеха в уче­ бе и на театральном поприще ее воспитан­ никам — моим землякам. Выражаю благо­ дарность от имени всех старых кружковцев горкому комсомола, городской обществен­ ности, дорогому Николаю Константинови­ чу Симонову, любимой нами Валентине Викторовне Петуховой и дирекции Дома пионеров, внесшим большую лепту в этот великий почин. С горячим гвардейским ком­ мунистическим приветом гвардии старший лейтенант Иван Кеда». Студия значилась при Ленинградском театральном институте, который тоже был в эвакуации в Новосибирске. Вели занятия актеры-пушкинцы. Н. К- Симонов тоже ре­ петировал с ребятами, много рассказывал им о съемках «Петра Первого», о своей ра­ боте в фильме с А. К- Тарасовой. Студийцы узнали, что актер Симонов еще и велико­ лепный художник. Частой гостьей была и Е. П. Корчагина-Александровская. Однаж­ ды после одной из поездок в село Ека­ терина Павловна позвонила Петуховой и сказала: — Знаете, я в деревне девочку одну встретила. Просто чудо какое-то — себя, вновь молодую увидела. Ее имя Лида Мо­ розкина. Вскоре список студентов пополнился фа­ милией Морозкиной. А всего в первом, воен-- ном, наборе студии было около 50 человек. Занимались много. Низкий поклон акте­ рам пушкинского театра, которые сразу же взяли под свое крыло молодое учебное заве­ дение! До самого своего отъезда из Новоси­ бирска они помогали студийцам. Репетиции шли и в единственной комнате студии, и на втором этаже Дома Ленина, и в трех кро­ хотных комнатках квартиры Петуховой. Часто занимались всю ночь — программа была большая, не учитывающая военных условий. «Очень рад, что вся Ваша работа за­ вершается так, как Вам хотелось, и откры­ вается новый широкий путь для Вас и для ребят. Помните, что в Вашей работе всё, что Вы делаете, это для меня и моих това­ рищей; а я помню, что все, что делаю,— это для Вас и для всех... Сам я стал на­ стоящим «старым» солдатом, только вот усы не ношу... Как много оказалось нуж­ ных мелочей, которым нас не учили: раз­ жигать костер в воде и из сырых дров, на ветру, с одной спички, вскрывать без ножа консервы, копать землю и работать топо­ ром. Я уже не говорю о том, что стирать без мыла, обходиться лишь самым немно­ гим, так как много солдату таскать не по­ ложено, и ходить по 40 километров в сут­ ки. Вряд ли Вы, встретив меня сейчас, узна­ ли бы, так я огрубел внешне. Ваш ученик Сергей Шеенко». ...Мальчишки, мальчишки! Петухова вспо­ минала, какими они пришли к ней в кру­ жок. Восьмиклассники, совсем дети: угло­ ватые, стеснительные, мало что умеющие. Она их учила не только этюдам и технике речи, но и «человеческому общежитью», чтобы Уценили они дружбу, товарищество, коллектив, с уважением относились к девочкам. Школа, которую они проходили сейчас на войне, совсем иная, безжалостная, же­ стокая, не прощающая малейшей ошибки... Что же, ее мальчишки выдержали этот са­ мый трудный в своей жизни экзамен. «Шибануло меня немного гранатой... про­ валялся в больнице полмесяца, потом ушел оттуда в свою батарею. Здоровье сейчас улучшается, рана заживает, но мечта моя быть актером полетела в прах. Особенно Шекспир остался для меня неприступной стеной. Не будет тех уже движений, что было. Ну, ладно, это письмо прочитайте и порвите. Особенно, чтобы об этом не узна­ ла моя мать... Шлю горячий фронтовой привет всем нашим. Уважающий Вас Бо­ рис Сухов». Более сотни писем за четыре года! И ка­ ких! Всю душу, до донышка, видно в этих строчках, написанных торопливой рукою до или после боя. Какие великолепные ре­ бята вышли из кружка! Какой безогляд­ ной любовью и уважением платили они своему педагогу за ее труд! Но ,не только мальчишки выдержали свой гражданский экзамен. Война застави­ ла держать экзамен и Петухову. Тому ли, чему нужно, она учила? Воспитала ли она у ребят мужество, стойкость, силу, чисто­ ту, словом, те моральные качества, которые на десять голов возвышали советских вои­ нов над фашистскими захватчиками? Ее мальчишкам было за что сражаться, было что любить и защищать, и то, что они в самое трудное время сохранили любовь к искусству, наполняло жизнь Петуховой не­ ожиданным, большим смыслом. Придавало силы, когда было невмоготу. Она, как и Сережа Шеенко, тоже многому училась. Ждать. Надеяться. Верить в то, что все они вернутся домой. И ее Левушка тоже. * * * В 1944 году Пушкинский театр возвра­ тился в Ленинград. Уехали великолепные актеры, многие из которых стали большими личными друс.ями Валентины Викторовны. Вернулся в Ленинград и театральный ин­ ститут, а с ним — Инна Макарова, Нина Мамаева, Виктор Орлов... Студия стала .значиться под фирмой театра «Красный факел». Конечно, расставаться всегда грустно и трудно, но жизнь идет своим чередом. Р а­ довали дела на фронте. И, хотя до Победы оставалось еще более полугода, все жили ее ожиданием. Особый душевный подъем, гордость за то, что выстояли, за свою стра­ ну, — Валентина Викторовна переживала все это как-то особенно остро. Работала она вдохновенно, вела репетиции с подъе­ мом. В день своего рождения Петухова по­ лучила много поздравлений. Не было только письма от сына. «Почта не успевает за на­ ступающими войсками», — утешали ее до­ ма. В марте вернулось последнее письмо, которое она написала Левушке, с лаконич­ ной пометкой: «Доставить невозможно». Потом уже Валентина Викторовна узнала подробности гибели сына. Он погиб 22 мар

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2