Сибирские огни, 1975, №6
ной работы ее руководителям, успеха в уче бе и на театральном поприще ее воспитан никам — моим землякам. Выражаю благо дарность от имени всех старых кружковцев горкому комсомола, городской обществен ности, дорогому Николаю Константинови чу Симонову, любимой нами Валентине Викторовне Петуховой и дирекции Дома пионеров, внесшим большую лепту в этот великий почин. С горячим гвардейским ком мунистическим приветом гвардии старший лейтенант Иван Кеда». Студия значилась при Ленинградском театральном институте, который тоже был в эвакуации в Новосибирске. Вели занятия актеры-пушкинцы. Н. К- Симонов тоже ре петировал с ребятами, много рассказывал им о съемках «Петра Первого», о своей ра боте в фильме с А. К- Тарасовой. Студийцы узнали, что актер Симонов еще и велико лепный художник. Частой гостьей была и Е. П. Корчагина-Александровская. Однаж ды после одной из поездок в село Ека терина Павловна позвонила Петуховой и сказала: — Знаете, я в деревне девочку одну встретила. Просто чудо какое-то — себя, вновь молодую увидела. Ее имя Лида Мо розкина. Вскоре список студентов пополнился фа милией Морозкиной. А всего в первом, воен-- ном, наборе студии было около 50 человек. Занимались много. Низкий поклон акте рам пушкинского театра, которые сразу же взяли под свое крыло молодое учебное заве дение! До самого своего отъезда из Новоси бирска они помогали студийцам. Репетиции шли и в единственной комнате студии, и на втором этаже Дома Ленина, и в трех кро хотных комнатках квартиры Петуховой. Часто занимались всю ночь — программа была большая, не учитывающая военных условий. «Очень рад, что вся Ваша работа за вершается так, как Вам хотелось, и откры вается новый широкий путь для Вас и для ребят. Помните, что в Вашей работе всё, что Вы делаете, это для меня и моих това рищей; а я помню, что все, что делаю,— это для Вас и для всех... Сам я стал на стоящим «старым» солдатом, только вот усы не ношу... Как много оказалось нуж ных мелочей, которым нас не учили: раз жигать костер в воде и из сырых дров, на ветру, с одной спички, вскрывать без ножа консервы, копать землю и работать топо ром. Я уже не говорю о том, что стирать без мыла, обходиться лишь самым немно гим, так как много солдату таскать не по ложено, и ходить по 40 километров в сут ки. Вряд ли Вы, встретив меня сейчас, узна ли бы, так я огрубел внешне. Ваш ученик Сергей Шеенко». ...Мальчишки, мальчишки! Петухова вспо минала, какими они пришли к ней в кру жок. Восьмиклассники, совсем дети: угло ватые, стеснительные, мало что умеющие. Она их учила не только этюдам и технике речи, но и «человеческому общежитью», чтобы Уценили они дружбу, товарищество, коллектив, с уважением относились к девочкам. Школа, которую они проходили сейчас на войне, совсем иная, безжалостная, же стокая, не прощающая малейшей ошибки... Что же, ее мальчишки выдержали этот са мый трудный в своей жизни экзамен. «Шибануло меня немного гранатой... про валялся в больнице полмесяца, потом ушел оттуда в свою батарею. Здоровье сейчас улучшается, рана заживает, но мечта моя быть актером полетела в прах. Особенно Шекспир остался для меня неприступной стеной. Не будет тех уже движений, что было. Ну, ладно, это письмо прочитайте и порвите. Особенно, чтобы об этом не узна ла моя мать... Шлю горячий фронтовой привет всем нашим. Уважающий Вас Бо рис Сухов». Более сотни писем за четыре года! И ка ких! Всю душу, до донышка, видно в этих строчках, написанных торопливой рукою до или после боя. Какие великолепные ре бята вышли из кружка! Какой безогляд ной любовью и уважением платили они своему педагогу за ее труд! Но ,не только мальчишки выдержали свой гражданский экзамен. Война застави ла держать экзамен и Петухову. Тому ли, чему нужно, она учила? Воспитала ли она у ребят мужество, стойкость, силу, чисто ту, словом, те моральные качества, которые на десять голов возвышали советских вои нов над фашистскими захватчиками? Ее мальчишкам было за что сражаться, было что любить и защищать, и то, что они в самое трудное время сохранили любовь к искусству, наполняло жизнь Петуховой не ожиданным, большим смыслом. Придавало силы, когда было невмоготу. Она, как и Сережа Шеенко, тоже многому училась. Ждать. Надеяться. Верить в то, что все они вернутся домой. И ее Левушка тоже. * * * В 1944 году Пушкинский театр возвра тился в Ленинград. Уехали великолепные актеры, многие из которых стали большими личными друс.ями Валентины Викторовны. Вернулся в Ленинград и театральный ин ститут, а с ним — Инна Макарова, Нина Мамаева, Виктор Орлов... Студия стала .значиться под фирмой театра «Красный факел». Конечно, расставаться всегда грустно и трудно, но жизнь идет своим чередом. Р а довали дела на фронте. И, хотя до Победы оставалось еще более полугода, все жили ее ожиданием. Особый душевный подъем, гордость за то, что выстояли, за свою стра ну, — Валентина Викторовна переживала все это как-то особенно остро. Работала она вдохновенно, вела репетиции с подъе мом. В день своего рождения Петухова по лучила много поздравлений. Не было только письма от сына. «Почта не успевает за на ступающими войсками», — утешали ее до ма. В марте вернулось последнее письмо, которое она написала Левушке, с лаконич ной пометкой: «Доставить невозможно». Потом уже Валентина Викторовна узнала подробности гибели сына. Он погиб 22 мар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2