Сибирские огни, 1975, №6

сказал: «Эта девочка очень талантлива!» А однажды на репетицию вместе с Нико­ лаем Константиновичем пришли Е. П. Кор­ чагина-Александровская и Ю. М. Юрьев. Они внимательно' слушали, смотрели, а пос­ ле предложили: — Давайте на базе вашего кружка созда­ дим драматическую студию при Ленинград­ ском театральном институте. Не надо забывать, что это был конец 1942 года. Самый трудный период войны. Не бы­ ло помещения, не было денег, практически не было ничего, чтобы можно было говорить о студии. Но семя было уже брошено, и все загорелись идеей. «Это безумие, никто с на­ ми даже обсуждать этот вопрос не станет всерьез», — уговаривала себя и кружков­ цев Петухова, впрочем, втайне надеясь на какое-то чудо. А сводки Совинформбюро приносили одну за другой нерадостные вести. Бои шли за Сталинград. Эшелон за эшелоном с войска­ ми и боевой техникой отправлялись из Но­ восибирска на Запад. А оттуда в Новоси­ бирск прибывали составы с ранеными, с эва­ куированными из временно захваченных фа­ шистами областей страны. Поступало про­ мышленное оборудование, целые заводы... Все это надо было принимать, размещать, устраивать... Новосибирцы в тяжелую годи­ ну по-братски делИлись не только кровом, но и последним куском хлеба. Казалось, силы были на пределе. Все для фронта, все для победы — эти слова были не просто ло­ зунгом, а программой жизни тех, кто остал­ ся в тылу. Для них фронт проходил у стан­ ка, у спуска в шахту, на колхозном поле, у постели тяжело раненного... Здесь они вели войну не «а жизнь, а на смерть с фашиста­ ми. И Петухова с ее кружковцами тоже бы­ ли иа передовой. За полтора первых воен­ ных года драматический кружок дал около сотни концертов в госпиталях и в воинских частях... А ведь кроме этого почти все ребя­ та учились и работали на военных заводах. Пушкинцы всерьез загорелись мечтой о студии. В марте 1943 года Н. К- Симонов напи­ сал письмо секретарю горкома комсомола т. Никанорову: «Посещая студию при Доме пионеров, я хочу сказать, что стремление молодежи создать свой молодежный театр- студию имеет сейчас здесь в наличии хоро­ ший серьезный творческий материал. И та творческая, правильная и серьезная работа, которая там идет под руководством В. В. Петуховой, заслуживает, по-моему, всяче­ ского внимания». Секретарь горкома обещал поддержку. Симонов и Корчагина-Александровская, чей авторитет в городе был необыкновенно вы­ сок, прозондировали почву и в горисполко­ ме. Там пообещали «изыскать» две комнаты. Надо было теперь Петуховой самой идти на прием к председателю горисполкома, пока­ зать ему проект студии и подписать список на предметы первейшей необходимости. В первую очередь, конечно, на столы и стулья. Художник Серафим Леонидович Белоголо­ вый сделал проект интерьера студии в зо­ лотисто-коричневых тонах. Замысел был великолепный. Белоголовый точно подсчитал, сколько нужно досок, марли и полотна, чтобы пре­ творить эту роскошь в жизнь. Вот с этим эскизом и списком Валентина Викторо-вна появилась в приемной председателя горис­ полкома. Сидела долго. В кабинет заходили директора заводов, военные в высоких чи­ нах.,. Секретарша сочувственно Поглядыва­ ла на худенькую, небольшого роста женщи­ ну, с которой за эти часы успела познако­ миться.' Время шло. — Оставьте ваши бумажки, я, как толь­ ко можно будет, покажу их председате­ лю, ■— предложила секретарша. — Нет уж, буду ждать до конца, — твердо ответила Петухова. В кабинет она попала совсем поздно. Усталый предгорисполкома, с красными от постоянного недосыпания глазами, говорил с кем-то по телефону: «На просите. Этого я не могу сделать. Нет у меня сейчас ни помещения, ни людей!». «Откажет!» — у Петуховой испуганно екнуло сердце. Положив трубку на рычаг, предгорисполкома вопросительно посмотрел на посетительницу. — Я насчет театральной студии. Вот, эс­ киз, вот список того, что нам нужно, — заторопилась Петухова. — Нам совсем немного и надо-то: всего несколько столов и десятка два стульев: Да вот марли еще. Полотно... Ее собеседник восхищенно рассматривал рисуНок Белоголового и с удовольствием приговаривал: «А ведь действительно кра­ сиво придумали, молодцы! И все из марли!» Он пробежал глазами поданный Петуховой список, спросил: «Всё это?» и вывел свою подпись внизу. Валентина Викторовна, яе веря такому счастью, кивнула головой, по­ благодарила и только уже за дверью ка­ бинета поняла, что с сегодняшнего дня студия обрела права гражданственности. Две комнаты, которые им отвели в 29-й школе, вскоре преобразились. Солнце броса­ ло свет на золотистую марлю — ею закрыли окна, на коричневый бордюр занавеса. Со стен глядели портреты писателей, компози­ торов, актеров... Вновь испеченный дирек­ тор студии В. В. Петухова ходила по поме­ щению и не верила в то, что сбылась, на­ конец, мечта. «Горкому комсомола, дирекции Дома пи­ онеров, преподавателям и всем учащимся театральной студии города Новосибирска. Дорогие товарищи! Два дня тому назад от моего дорогого учителя-режиссера, все­ ми нами уважаемой Валентины Викторов­ ны Петуховой я получил волнующую ра­ достную весть. Бывший городской теат­ ральный кружок преобразован в театраль­ ную студию. Это исключительное, большое событие в театральной жизни Сибири име­ ет громадное значение в деле развития си­ бирского театрального искусства... Эта но­ вость еще более окрылила надежды мои и влила новые силы для борьбы с врагом. Ею я поделился со своими товарищами, в числе которых есть сибиряки... Я и мои то­ варищи от всей души поздравляем вас с открытием Первой Сибирской Театральной студии. Желаем процветания ее, плодотвор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2