Сибирские огни, 1975, №6
сказал: «Эта девочка очень талантлива!» А однажды на репетицию вместе с Нико лаем Константиновичем пришли Е. П. Кор чагина-Александровская и Ю. М. Юрьев. Они внимательно' слушали, смотрели, а пос ле предложили: — Давайте на базе вашего кружка созда дим драматическую студию при Ленинград ском театральном институте. Не надо забывать, что это был конец 1942 года. Самый трудный период войны. Не бы ло помещения, не было денег, практически не было ничего, чтобы можно было говорить о студии. Но семя было уже брошено, и все загорелись идеей. «Это безумие, никто с на ми даже обсуждать этот вопрос не станет всерьез», — уговаривала себя и кружков цев Петухова, впрочем, втайне надеясь на какое-то чудо. А сводки Совинформбюро приносили одну за другой нерадостные вести. Бои шли за Сталинград. Эшелон за эшелоном с войска ми и боевой техникой отправлялись из Но восибирска на Запад. А оттуда в Новоси бирск прибывали составы с ранеными, с эва куированными из временно захваченных фа шистами областей страны. Поступало про мышленное оборудование, целые заводы... Все это надо было принимать, размещать, устраивать... Новосибирцы в тяжелую годи ну по-братски делИлись не только кровом, но и последним куском хлеба. Казалось, силы были на пределе. Все для фронта, все для победы — эти слова были не просто ло зунгом, а программой жизни тех, кто остал ся в тылу. Для них фронт проходил у стан ка, у спуска в шахту, на колхозном поле, у постели тяжело раненного... Здесь они вели войну не «а жизнь, а на смерть с фашиста ми. И Петухова с ее кружковцами тоже бы ли иа передовой. За полтора первых воен ных года драматический кружок дал около сотни концертов в госпиталях и в воинских частях... А ведь кроме этого почти все ребя та учились и работали на военных заводах. Пушкинцы всерьез загорелись мечтой о студии. В марте 1943 года Н. К- Симонов напи сал письмо секретарю горкома комсомола т. Никанорову: «Посещая студию при Доме пионеров, я хочу сказать, что стремление молодежи создать свой молодежный театр- студию имеет сейчас здесь в наличии хоро ший серьезный творческий материал. И та творческая, правильная и серьезная работа, которая там идет под руководством В. В. Петуховой, заслуживает, по-моему, всяче ского внимания». Секретарь горкома обещал поддержку. Симонов и Корчагина-Александровская, чей авторитет в городе был необыкновенно вы сок, прозондировали почву и в горисполко ме. Там пообещали «изыскать» две комнаты. Надо было теперь Петуховой самой идти на прием к председателю горисполкома, пока зать ему проект студии и подписать список на предметы первейшей необходимости. В первую очередь, конечно, на столы и стулья. Художник Серафим Леонидович Белоголо вый сделал проект интерьера студии в зо лотисто-коричневых тонах. Замысел был великолепный. Белоголовый точно подсчитал, сколько нужно досок, марли и полотна, чтобы пре творить эту роскошь в жизнь. Вот с этим эскизом и списком Валентина Викторо-вна появилась в приемной председателя горис полкома. Сидела долго. В кабинет заходили директора заводов, военные в высоких чи нах.,. Секретарша сочувственно Поглядыва ла на худенькую, небольшого роста женщи ну, с которой за эти часы успела познако миться.' Время шло. — Оставьте ваши бумажки, я, как толь ко можно будет, покажу их председате лю, ■— предложила секретарша. — Нет уж, буду ждать до конца, — твердо ответила Петухова. В кабинет она попала совсем поздно. Усталый предгорисполкома, с красными от постоянного недосыпания глазами, говорил с кем-то по телефону: «На просите. Этого я не могу сделать. Нет у меня сейчас ни помещения, ни людей!». «Откажет!» — у Петуховой испуганно екнуло сердце. Положив трубку на рычаг, предгорисполкома вопросительно посмотрел на посетительницу. — Я насчет театральной студии. Вот, эс киз, вот список того, что нам нужно, — заторопилась Петухова. — Нам совсем немного и надо-то: всего несколько столов и десятка два стульев: Да вот марли еще. Полотно... Ее собеседник восхищенно рассматривал рисуНок Белоголового и с удовольствием приговаривал: «А ведь действительно кра сиво придумали, молодцы! И все из марли!» Он пробежал глазами поданный Петуховой список, спросил: «Всё это?» и вывел свою подпись внизу. Валентина Викторовна, яе веря такому счастью, кивнула головой, по благодарила и только уже за дверью ка бинета поняла, что с сегодняшнего дня студия обрела права гражданственности. Две комнаты, которые им отвели в 29-й школе, вскоре преобразились. Солнце броса ло свет на золотистую марлю — ею закрыли окна, на коричневый бордюр занавеса. Со стен глядели портреты писателей, компози торов, актеров... Вновь испеченный дирек тор студии В. В. Петухова ходила по поме щению и не верила в то, что сбылась, на конец, мечта. «Горкому комсомола, дирекции Дома пи онеров, преподавателям и всем учащимся театральной студии города Новосибирска. Дорогие товарищи! Два дня тому назад от моего дорогого учителя-режиссера, все ми нами уважаемой Валентины Викторов ны Петуховой я получил волнующую ра достную весть. Бывший городской теат ральный кружок преобразован в театраль ную студию. Это исключительное, большое событие в театральной жизни Сибири име ет громадное значение в деле развития си бирского театрального искусства... Эта но вость еще более окрылила надежды мои и влила новые силы для борьбы с врагом. Ею я поделился со своими товарищами, в числе которых есть сибиряки... Я и мои то варищи от всей души поздравляем вас с открытием Первой Сибирской Театральной студии. Желаем процветания ее, плодотвор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2