Сибирские огни, 1975, №6
играли при свете луны. Сценой была боль шая поляна. Зрители — совсем рядом. Эти ночные концерты, без декораций, без всякой театральщины, вырабатывали у ре бят естественность, простоту, то, что боль ше всего ценится в актере. Ну, а Вовка Пулькин получил прозвище Дон-Жуан за тот успех, который он имел у девушек из деревни. «Простите, что долго не писал. Сегодня случайно удалось найти собрание сочине ний Шекспира. И воспрянуло в памяти мно гое из моментов пребывания моего, в ДХВД... Я с величайшей энергией взялся изучать и прорабатывать Гамлета. Хотя сейчас участвую в самых тяжелых боях, но театр, искусство, любовь к театральному творчеству не покидают меня даже в этих боях, а потому, мне кажется, я еще с боль шим ожесточением бью врага, который от нял у меня то, что я считал превыше всех прочих стремлений и чем я уже дышал — творчество! Но это отнято не навечно, и я лелею мысль, что еще смогу вернуться к театру. С приветом Леонид Чевашов». Марат Бондаренко прислал стихи, посвя щенные Валентине Викторовне. Сообщал: «Сейчас вернулся с задания, с которого не надеялся вернуться живым. Пришел и сразу сел за письмо. Первое... домой маме, а вто рое — Вам. Работа в кружке под Вашим . руководством является светлой, неповтори мой страницей в моей жизни... Я вспоминаю счастливые дни нашей дружной работы. Вспоминаю наши постановки: «Джиокон- ду», «Тартюфа», «Доходное место»... и чу десную «Двенадцатую ночь» гениального Шекспира. Какие это были дни!» Еще одно письмо от Марата. «Пишет Вам Ваш ученик, шагающий с котомкой по доро гам войны. Валентина Викторовна, напиши те глупому Эндрю Эгюйчику... Напишите, где ребята? Где Витя Орлов, Леня Чева шов, Боря Сухов, Изя Зильберштейн? Как они воюют? Все ли живы-здоровы? Что в студии? Что играют, о чем думают? Я знаю, что мы боремся за лучшее будущее. Я, если надо, жизнь отдам за то, чтобы мои друзья говорили со сцены словами Шекспира и Мольера, Горького и Чехова. Но умирать мне. не хочется. Я еще хочу вылезть из-под стола Органом, хочу еще раз станцевать танец Эндрю Эгюйчика и хочу переиграть все возможные и невозможные роли. Наде юсь, что это удастся и сбудется, а если нет, то пусть на моей могиле напишут: «Он лю бил искусство больше самого себя, а Роди ну — больше искусства». Каждое письмо с фронта зачитывалось буквально до дыр. Отвечала не только Пе тухова, бывшим товарищам по сцене писа ли сами кружковцы. На фронт Ване Боло тину идет полный отчет о новосибирских де лах: «Наша кружковая жизнь сейчас очень интересна и плодотворна. День наполнен серьезной работой над антифашистскими пьесками и над большими пьесами Мольера, Чехова, Горького. Каждый стремится сыграть свою роль лучше, интереснее, прав дивее, чтобы спектакль, который мы пове зем в госпиталь, на завод, в школу, был вполне художественным и полноценным. Мы хотим вносить своими спектаклями в серд ца бойцов, рабочих и школьников веру в недалекое счастливое будущее и — верим в это сами! Мы верим, что близко то время, когда мы встретимся все вместе, здесь, в нашем любимом ДХВД, одной дружной, хо рошей семьей». В жизни кружковцев произошли большие изменения. В годы войны Новосибирск дал приют десяткам тысяч людей, эвакуирован ных из западных районов страны. Свою сцену театр «Красный факел» уступил ар тистам прославленного Ленинградского дра матического театра имени Пушкина. Целое созвездие блестящих имен украшало афишу этого коллектива: Н. Симонов, Н. Черка сов, Е. Корчагина-Александровская, Ю. Юрь ев. Конечно же, Петухова и ее питомцы поль зовались каждой возможностью, чтобы по бывать на спектакле пушкинцев, познако миться с искусством прославленных масте ров. Но вот однажды в репетиционную ком нату, в Доме Ленина, где Валентина Викто ровна занималась со своими ребятами, при шел Николай Константинович Симонов. Он старался быть как можно незаметнее, но при его росте и стати, при его феноменаль ной популярности эта попытка была обрече на на провал. Конечно же, на всех напала дрожь при одной мысли, что сам Симонов будет смотреть репетицию. Нервничала Пе тухова, дрожали ребята, а Николай Кон стантинович сидел себе как ни в чем не бывало. Репетировали отрывок из «Бориса Году нова», знаменитую сцену у фонтана. Ис полнитель роли Самозванца никак не мог добиться нужной интонации в первой фра зе: «Вот и фонтан. Она сюда придет». Ва лентина Викторовна создавала ему настрое ние, говорила о том, что он в данный мо мент должен думать и чувствовать, но фраза не шла. Наконец, Симонов не выдер жал, вышел в центр и взялся режиссировать сам. Своим знаменитым глубоким голосом он произнес начало монолога Самозванца, и такую разнообразную гамму чувств ощу тили для себя ребята в пушкинских слозах, такую бездну сомнений, страха, любви, не истового честолюбия... А Симонов читал, увлекшись и, казалось, забыв о зрителях: Вот и фонтан; она сюда придет. Я, каж ется, рожден не боязливым; Перед собой вблизи я видел смерть, Пред смертию душа не содрогалась. Мне вечная неволя угрож ала, За мной гнались — я духом не смутился И дерзостью неволи избеж ал. Но что ж теперь теснит мое дыханье? Закончив монолог, Николай Константино вич подошел к исполнителю и добродушно сказал: «Понял, как надо? А теперь давай поработаем. Вложи все чувства в слова «Она сюда придет», — Симонов сделал ак цент на слове «она» и прижал руку к серд цу. С этого дня Симонов стал своим челове ком в кружке, бывал на спектаклях. Увидев Нину Мамаеву в роли Дорины в «Тартю фе», а потом Полины в «Доходном месте»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2