Сибирские огни, 1975, №6
на буквально преображалась на сцене. Это была прирожденная, как говорят, богодан ная актриса. И вдруг слезы! — Нина, что случилось, родная? — за волновалась Валентина Викторовна. — Не поеду я в Москву,— заливалась та. — Мне зарабатывать надо, маме по могать. Буду, как она, медицинским ра ботником. — Дурочка, что же ты раньше времени расстраиваешься? Вот закончишь школу, и будем тогда вместе думать. А учиться нуж но обязательно, это и мама тебе скажет,— утешала девочку Петухова.—- Ты не смо жешь жить без сцены. * * * Но все получилось совсем не так, как ду малось. Надолго — кому на несколько лет, а кому и навсегда — пришлось отложить мечты о сцене, о театре. День 22 июня 1941 года, как железным занавесом, отделил мирную, беззаботную юность от суровой военной действительности. Война преврати ла вчерашних мальчиков в мужчин, в за щитников Родины. И корда они, уже в воен ной форме, приходили к Петуховой про щаться, она старалась сдержать слезы, всматривалась в эти знакомые до послед ней черточки лица и никак не могла пред ставить себе, что ее мальчишки через не делю, через месяц пойдут в бой, будут драться и, может быть, кому-то из них не суждено .вернуться в Новосибирск совсем. Женя Несмелое, простившись с ребятами, прошел за кулисы, потрогал ящики с рекви зитом, ласково провел рукой по театрально му занавесу и потом спросил Петухову: «Как вы думаете, вернется это еще когда- нибудь?» По улице Кирова, мимо дома Петуховых, каждый день из военного городка проходи ли на вокзал колонны призывников. Тарах тели танки по мостовой. Казалось, вся стра на устремилась туда, на Запад, где шли кровопролитные бои. Валентина Викторовна смотрела в окно и думала о своих маль чишках. Живы ли? А когда вместе с остав шимися кружковцами приходила с концер том в госпитали, то там, среди раненых, стонущих людей,1со страхом и надеждой искала своих питомцев. Почти все выпускники весны 1941 года ушли в армию: Паша Гуляйкин и Дима Мелик, Ваня Кеда и Боря Сухов, Володя Беспалов, Ваня Болотин, Боря Риф, Игорь Попков, Сережа Шеенко... Многие из оставшихся кружковцев посту-, пили работать на заводы. Почти подростки, они трудились у станка, выполняя норму взрослого опытного рабочего. Но, что удиви тельно, даже в самые трудные дни -никто из них не бросил кружок. Часто прямо пос ле ночной смены бежали ребята на репети цию, готовили концертные программы для выступления перед ранеными в госпиталях и перед теми, кто уходил на фронт. Никог да не забудутся те встречи со зрителями. Как-то Инна Макарова, ставшая после фильма «Молодая гвардия» уже известной актрисой, сказала Петуховой: «Знаете, ка кой концерт я лучше всего запомнила? Ког да выступала на проводах Сибирской доб ровольческой дивизии. Помните, луна осве щала лица солдат, оружие в их руках. Зна ла, что через час скомандуют отправление, а мы останемся в тылу. Я всю душу тогда вложила в стихи». По адресу «Кирова, 25» почтальон почти ежедневно приносил воинские треугольники. — Кто это вам так много пишет? — ин тересовалась усталая женщина-почтальон. — Неужели сын? Левушка тоже был в армии — он учился в летной школе и часто посылал матери от крытки, но письма шли со всех фронтов, и это не могло не удивлять и не насторажи вать в то суровое время. Валентину Викто ровну даже пригласили в военкомат и по просили внести ясность в этот вопрос. Ваня Болотин писал в декабре из-под Москвы: «Теперь частично о себе: здесь по бывал уж в таких перетрясках, что как вспомнишь — волосы дыбом становятся, хо тя они почти под корешок стрижены... 27 декабря, проезжая Москву, вспомнил, как были с Вами в порту Химки, как Вы меня учили наливать «крем-соду»... Товарищей многих не досчитываюсь. Новосибирских близко пет. Кеда Ивана не видел после слу чая, когда встретился с ним на самой передовой». «Из Тульской области шлет Вам привет Сухов Борька — ярый поклонник театраль ного искусства. Пишу, сидя на пеньке. Хо лодно... Я со своим взводом живу в отдель ном доме (весьма просторном) на берегу реки Оки. Часто, очень часто вспоминаю мирную обстановку, в которой мы учились. Как во сне видится 20 июля 1941 года, ког да Леня принес повестку, а на другой день, в 7 часов вечера, паровоз, набирая ходу, увез с собой двух шалопаев»... «Дорогая Валентина Викторовна! Решил послать Вам коротенькую весточку о себе. Примите привет от одного из «круглоозер- оких Дон-Жуанов». Спешу сообщить, что я жив и здоров, бодр и жизнерадостен по- прежнему, настроение отличное. Скоро пой дет настоящая «потеха». Не могу забыть наш кружок ДХВД и всё, Что с ним связа но. Ведь это же самая лучшая пора в .мо ей жизни. Мы все, Ваши питомцы, ежеднев но помним о Вас, и, что бы ни случилось на нашем опасном пути, память о Вас и о кружке останется в сердце навсегда. Ваш Вовка Пулькин». Письмо Пулькина напомнило Петуховой поездку с кружковцами в Кулундинский совхоз. Война шла уже два месяца. В де ревне, куда они приехали работать, все взрослые мужчины ушли на фронт. В хозяй стве остались одни женщины. Вова Пуль- кин, Витя Орлов, Боря Сухов — единствен ные «мужчины» строили телятник. Девочки — Инна Макарова, Нина Мамаева, Наташа Попова, Ида Гуринович — трудились на прополке турнепса. Потом ®се вместе ра ботали на сенокосе. Но это днем, а когда подходил вечер — кружковцы укладывали в телегу реквизит, костюмы и ехали к кол хозникам в поле. Отрывки из спектаклей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2