Сибирские огни, 1975, №6

на буквально преображалась на сцене. Это была прирожденная, как говорят, богодан­ ная актриса. И вдруг слезы! — Нина, что случилось, родная? — за­ волновалась Валентина Викторовна. — Не поеду я в Москву,— заливалась та. — Мне зарабатывать надо, маме по­ могать. Буду, как она, медицинским ра­ ботником. — Дурочка, что же ты раньше времени расстраиваешься? Вот закончишь школу, и будем тогда вместе думать. А учиться нуж­ но обязательно, это и мама тебе скажет,— утешала девочку Петухова.—- Ты не смо­ жешь жить без сцены. * * * Но все получилось совсем не так, как ду­ малось. Надолго — кому на несколько лет, а кому и навсегда — пришлось отложить мечты о сцене, о театре. День 22 июня 1941 года, как железным занавесом, отделил мирную, беззаботную юность от суровой военной действительности. Война преврати­ ла вчерашних мальчиков в мужчин, в за­ щитников Родины. И корда они, уже в воен­ ной форме, приходили к Петуховой про­ щаться, она старалась сдержать слезы, всматривалась в эти знакомые до послед­ ней черточки лица и никак не могла пред­ ставить себе, что ее мальчишки через не­ делю, через месяц пойдут в бой, будут драться и, может быть, кому-то из них не суждено .вернуться в Новосибирск совсем. Женя Несмелое, простившись с ребятами, прошел за кулисы, потрогал ящики с рекви­ зитом, ласково провел рукой по театрально­ му занавесу и потом спросил Петухову: «Как вы думаете, вернется это еще когда- нибудь?» По улице Кирова, мимо дома Петуховых, каждый день из военного городка проходи­ ли на вокзал колонны призывников. Тарах­ тели танки по мостовой. Казалось, вся стра­ на устремилась туда, на Запад, где шли кровопролитные бои. Валентина Викторовна смотрела в окно и думала о своих маль­ чишках. Живы ли? А когда вместе с остав­ шимися кружковцами приходила с концер­ том в госпитали, то там, среди раненых, стонущих людей,1со страхом и надеждой искала своих питомцев. Почти все выпускники весны 1941 года ушли в армию: Паша Гуляйкин и Дима Мелик, Ваня Кеда и Боря Сухов, Володя Беспалов, Ваня Болотин, Боря Риф, Игорь Попков, Сережа Шеенко... Многие из оставшихся кружковцев посту-, пили работать на заводы. Почти подростки, они трудились у станка, выполняя норму взрослого опытного рабочего. Но, что удиви­ тельно, даже в самые трудные дни -никто из них не бросил кружок. Часто прямо пос­ ле ночной смены бежали ребята на репети­ цию, готовили концертные программы для выступления перед ранеными в госпиталях и перед теми, кто уходил на фронт. Никог­ да не забудутся те встречи со зрителями. Как-то Инна Макарова, ставшая после фильма «Молодая гвардия» уже известной актрисой, сказала Петуховой: «Знаете, ка­ кой концерт я лучше всего запомнила? Ког­ да выступала на проводах Сибирской доб­ ровольческой дивизии. Помните, луна осве­ щала лица солдат, оружие в их руках. Зна­ ла, что через час скомандуют отправление, а мы останемся в тылу. Я всю душу тогда вложила в стихи». По адресу «Кирова, 25» почтальон почти ежедневно приносил воинские треугольники. — Кто это вам так много пишет? — ин­ тересовалась усталая женщина-почтальон. — Неужели сын? Левушка тоже был в армии — он учился в летной школе и часто посылал матери от­ крытки, но письма шли со всех фронтов, и это не могло не удивлять и не насторажи­ вать в то суровое время. Валентину Викто­ ровну даже пригласили в военкомат и по­ просили внести ясность в этот вопрос. Ваня Болотин писал в декабре из-под Москвы: «Теперь частично о себе: здесь по­ бывал уж в таких перетрясках, что как вспомнишь — волосы дыбом становятся, хо­ тя они почти под корешок стрижены... 27 декабря, проезжая Москву, вспомнил, как были с Вами в порту Химки, как Вы меня учили наливать «крем-соду»... Товарищей многих не досчитываюсь. Новосибирских близко пет. Кеда Ивана не видел после слу­ чая, когда встретился с ним на самой передовой». «Из Тульской области шлет Вам привет Сухов Борька — ярый поклонник театраль­ ного искусства. Пишу, сидя на пеньке. Хо­ лодно... Я со своим взводом живу в отдель­ ном доме (весьма просторном) на берегу реки Оки. Часто, очень часто вспоминаю мирную обстановку, в которой мы учились. Как во сне видится 20 июля 1941 года, ког­ да Леня принес повестку, а на другой день, в 7 часов вечера, паровоз, набирая ходу, увез с собой двух шалопаев»... «Дорогая Валентина Викторовна! Решил послать Вам коротенькую весточку о себе. Примите привет от одного из «круглоозер- оких Дон-Жуанов». Спешу сообщить, что я жив и здоров, бодр и жизнерадостен по- прежнему, настроение отличное. Скоро пой­ дет настоящая «потеха». Не могу забыть наш кружок ДХВД и всё, Что с ним связа­ но. Ведь это же самая лучшая пора в .мо­ ей жизни. Мы все, Ваши питомцы, ежеднев­ но помним о Вас, и, что бы ни случилось на нашем опасном пути, память о Вас и о кружке останется в сердце навсегда. Ваш Вовка Пулькин». Письмо Пулькина напомнило Петуховой поездку с кружковцами в Кулундинский совхоз. Война шла уже два месяца. В де­ ревне, куда они приехали работать, все взрослые мужчины ушли на фронт. В хозяй­ стве остались одни женщины. Вова Пуль- кин, Витя Орлов, Боря Сухов — единствен­ ные «мужчины» строили телятник. Девочки — Инна Макарова, Нина Мамаева, Наташа Попова, Ида Гуринович — трудились на прополке турнепса. Потом ®се вместе ра­ ботали на сенокосе. Но это днем, а когда подходил вечер — кружковцы укладывали в телегу реквизит, костюмы и ехали к кол­ хозникам в поле. Отрывки из спектаклей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2