Сибирские огни, 1975, №6
такль был с некоторыми купюрами, без мас совых сцен, но все равно получилось непло хо. Был в нем интересный Чацкий, которого играл Владя Литвинов, был Молчалин — Володя Валентин. Нашлись интересные ребята и в других школах. Люда Афанасьева, Ваня Кеда, Ле ня Левашов, Борис Риф, Игорь Мироманов. Вот они-то и составили ядро театрального коллектива ДХВД. Воспитывать ребят Петухова решила на настоящей большой драматургии. Валенти на Викторовна выписала в библиотеке раз работку режиссером Гончаровым пьесы Мольера «Плутни Скапена». К каждой встрече готовилась так, как не готовилась, наверное, к собственным репетициям. Как теперь ей пригодились знания литературы, музыки, искусства, которые она получила дома! Она могла часами читать своим по допечным стихи Блока и Маяковского, Ах матовой и Верхарна, говорить о драматур гии Чехова и Ибсена, Гауптмана и Шекспи ра. Она рассказывала о МХАТе так, как будто проработала там десяток лет. Пету хова знала биографии всех крупнейших ак теров, помнила детально множество спек таклей, которые ей пришлось повидать в своей жизни. Она потрясала ребят своей памятью —надо же, запомнить гастроли театра Корша в Томске, на которых была десятилетней девочкой! Петухова говорила об актерах этого театра: Гориной, Борской, Блюменталь-Тамариной, о их великолепной простоте на сцене. Она проигрывала целые куски комедии «Горя от ума», которую дав ным-давно привозили коршевцы в Томск. Словом, Валентина Викторовна сразу же и безоговорочно покорила своих воспитан ников. А ее энтузиазм, поклонение театру, серьезное отношение к делу заставили на строиться ребят на соответствующую вол ну. С первых же дней занятий стало ясно, что к самодеятельности Валентина Викто ровна требовала отнюдь не самодеятельно го отношения. Все было как в крепком творческом коллективе: дисциплина, уваже ние к делу, предельная достоверность, по стоянное горение, серьезный репертуар. Пьеса Мольера «Плутни Скапена» по нравилась кружковцам. Роли распредели лись удачно: Аргант —Марат Бондаренко, Скапен -у Владя Литвинов, Леандр — Воло дя Чернин, Гиацинта — Наташа Попова. Не хватало одной исполнительницы на эпизоди ческую роль Кормилицы. Петухова попро сила Витю Орлова привести какую-нибудь девочку-семиклассницу. На следующее за нятие Орлов пришел не один. Маленькая, тоненькая, скромно одетая девчушка тихо назвала себя: Нина Мамаева. На репети ции она внимательно слушала все замеча ния Валентины Викторовны, запоминала мизансцены. Своего выхода ждала с боль шим волнением. И вот ее сцена. Со словами «О, господин Пандольф» девочка в горячем порыве бросилась к ногам Жиронта. В ее крике была такая мольба, такое страстное желание добиться прощения со стороны своего господина, что невольно и Петухова, и все ребята замерли. Потом Нина играла Полину в «Доход ном месте», Соню в «Дяде Ване», Виолу в «Двенадцатой ночи»... Н,о заявила она о се бе впервые в эпизодической роли Кормили цы. Еще лишнее доказательство, что нет ма леньких ролей... Я рассматриваю фотографии почти соро калетней давности, на них запечатлены сце ны из спектаклей «Ревизор», «Горе от ума», «Тартюф». Конечно, фотографии—это толь ко фотографии, но и они могут многое рас сказать. Настоящие, без скидок на самодея тельность, костюмы. «Это шили мастерские ТЮЗа»,— поясняет Валентина Викторовна. Отличный грим, парики. «К нам замеча тельно относились парикмахеры Дацевич и Гробова из ТЮЗа. Они считали нас своими». В Доме художественного воспитания вся система подготовки спектакля была как в театральной студии. Здесь много работали над голосом, занимались техникой речи, от тачивали дикцию на специальных занятиях, прослеживали цепь видения и решали за дачи по логике. Много времени уходило на этюды. Именно они развивали у юных ак теров фантазию, заставляли думать, пере носить себя мысленно в ту или иную ситуа цию. Изучали теорию Станиславского, зна комились с элементами актерского мастер ства. С увлечением делали упражнения на внимание, оценку факта, на общение с партнером. Надо учесть, что занимались в ДХВД подростки с восьмого по десятый класс, у которых, кроме театра, была, в первую оче редь, школа. Валентина Викторовна не тре бовала пятерок, но сами кружковцы стара лись учиться так, чтобы не вызывать ее не довольства. Тройка была ЧП, а самой страшной угрозой было уйти из кружка за неуспеваемость в школе. Несколько раз в неделю на втором этаже нынешнего ТЮЗа проходили репетиции. Пе тухова и сейчас, почти сорок лет спустя, на зывает всех своих кружкрвцев по имени: Инна Макарова, Женя Несмелов, Нина Ма маева, Павел Гуляйкин, Ваня Кеда, Люба Лунева, Дима Мелик, Леня Чевашов... Здесь был их дом, сюда их тянуло, как маг нитом. Здесь все они по-настоящему были счастливы! Сколько воды утекло с того вре мени, сколько событий — и войну! — вмести ли прошедшие годы, но те, с кем приходи лось мне встречаться и беседовать, при од ном упоминании о кружке в ДХВД до сих пор светлеют лицом. Почти через двадцать лет заслуженная артистка РСФСР Н. Мамаева в своей ста тье «Актерское счастье» напишет так: «Я сейчас хорошо понимаю, что действительно была счастлива, очень давно, еще перед войной, в Новосибирске, когда попала в драматический кружок при Доме художе ственного воспитания детей. То ли я сама была другая, то ли была другая творческая вера — настоящая, большая, но, мне кажет ся, только там я и играла, и жила по-насто ящему. Все мы в цашем кружке были тес но связаны друг с другом, мы делали одно дело, и каждый любил в другом его творче ство. Мне было тогда 16—17 лет, я играла Лизу в «Горе от ума» и была счастлива 12 . Сибирские огни № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2