Сибирские огни, 1975, №6

такль был с некоторыми купюрами, без мас­ совых сцен, но все равно получилось непло­ хо. Был в нем интересный Чацкий, которого играл Владя Литвинов, был Молчалин — Володя Валентин. Нашлись интересные ребята и в других школах. Люда Афанасьева, Ваня Кеда, Ле­ ня Левашов, Борис Риф, Игорь Мироманов. Вот они-то и составили ядро театрального коллектива ДХВД. Воспитывать ребят Петухова решила на настоящей большой драматургии. Валенти­ на Викторовна выписала в библиотеке раз­ работку режиссером Гончаровым пьесы Мольера «Плутни Скапена». К каждой встрече готовилась так, как не готовилась, наверное, к собственным репетициям. Как теперь ей пригодились знания литературы, музыки, искусства, которые она получила дома! Она могла часами читать своим по­ допечным стихи Блока и Маяковского, Ах­ матовой и Верхарна, говорить о драматур­ гии Чехова и Ибсена, Гауптмана и Шекспи­ ра. Она рассказывала о МХАТе так, как будто проработала там десяток лет. Пету­ хова знала биографии всех крупнейших ак­ теров, помнила детально множество спек­ таклей, которые ей пришлось повидать в своей жизни. Она потрясала ребят своей памятью —надо же, запомнить гастроли театра Корша в Томске, на которых была десятилетней девочкой! Петухова говорила об актерах этого театра: Гориной, Борской, Блюменталь-Тамариной, о их великолепной простоте на сцене. Она проигрывала целые куски комедии «Горя от ума», которую дав­ ным-давно привозили коршевцы в Томск. Словом, Валентина Викторовна сразу же и безоговорочно покорила своих воспитан­ ников. А ее энтузиазм, поклонение театру, серьезное отношение к делу заставили на­ строиться ребят на соответствующую вол­ ну. С первых же дней занятий стало ясно, что к самодеятельности Валентина Викто­ ровна требовала отнюдь не самодеятельно­ го отношения. Все было как в крепком творческом коллективе: дисциплина, уваже­ ние к делу, предельная достоверность, по­ стоянное горение, серьезный репертуар. Пьеса Мольера «Плутни Скапена» по­ нравилась кружковцам. Роли распредели­ лись удачно: Аргант —Марат Бондаренко, Скапен -у Владя Литвинов, Леандр — Воло­ дя Чернин, Гиацинта — Наташа Попова. Не хватало одной исполнительницы на эпизоди­ ческую роль Кормилицы. Петухова попро­ сила Витю Орлова привести какую-нибудь девочку-семиклассницу. На следующее за­ нятие Орлов пришел не один. Маленькая, тоненькая, скромно одетая девчушка тихо назвала себя: Нина Мамаева. На репети­ ции она внимательно слушала все замеча­ ния Валентины Викторовны, запоминала мизансцены. Своего выхода ждала с боль­ шим волнением. И вот ее сцена. Со словами «О, господин Пандольф» девочка в горячем порыве бросилась к ногам Жиронта. В ее крике была такая мольба, такое страстное желание добиться прощения со стороны своего господина, что невольно и Петухова, и все ребята замерли. Потом Нина играла Полину в «Доход­ ном месте», Соню в «Дяде Ване», Виолу в «Двенадцатой ночи»... Н,о заявила она о се­ бе впервые в эпизодической роли Кормили­ цы. Еще лишнее доказательство, что нет ма­ леньких ролей... Я рассматриваю фотографии почти соро­ калетней давности, на них запечатлены сце­ ны из спектаклей «Ревизор», «Горе от ума», «Тартюф». Конечно, фотографии—это толь­ ко фотографии, но и они могут многое рас­ сказать. Настоящие, без скидок на самодея­ тельность, костюмы. «Это шили мастерские ТЮЗа»,— поясняет Валентина Викторовна. Отличный грим, парики. «К нам замеча­ тельно относились парикмахеры Дацевич и Гробова из ТЮЗа. Они считали нас своими». В Доме художественного воспитания вся система подготовки спектакля была как в театральной студии. Здесь много работали над голосом, занимались техникой речи, от­ тачивали дикцию на специальных занятиях, прослеживали цепь видения и решали за­ дачи по логике. Много времени уходило на этюды. Именно они развивали у юных ак­ теров фантазию, заставляли думать, пере­ носить себя мысленно в ту или иную ситуа­ цию. Изучали теорию Станиславского, зна­ комились с элементами актерского мастер­ ства. С увлечением делали упражнения на внимание, оценку факта, на общение с партнером. Надо учесть, что занимались в ДХВД подростки с восьмого по десятый класс, у которых, кроме театра, была, в первую оче­ редь, школа. Валентина Викторовна не тре­ бовала пятерок, но сами кружковцы стара­ лись учиться так, чтобы не вызывать ее не­ довольства. Тройка была ЧП, а самой страшной угрозой было уйти из кружка за неуспеваемость в школе. Несколько раз в неделю на втором этаже нынешнего ТЮЗа проходили репетиции. Пе­ тухова и сейчас, почти сорок лет спустя, на­ зывает всех своих кружкрвцев по имени: Инна Макарова, Женя Несмелов, Нина Ма­ маева, Павел Гуляйкин, Ваня Кеда, Люба Лунева, Дима Мелик, Леня Чевашов... Здесь был их дом, сюда их тянуло, как маг­ нитом. Здесь все они по-настоящему были счастливы! Сколько воды утекло с того вре­ мени, сколько событий — и войну! — вмести­ ли прошедшие годы, но те, с кем приходи­ лось мне встречаться и беседовать, при од­ ном упоминании о кружке в ДХВД до сих пор светлеют лицом. Почти через двадцать лет заслуженная артистка РСФСР Н. Мамаева в своей ста­ тье «Актерское счастье» напишет так: «Я сейчас хорошо понимаю, что действительно была счастлива, очень давно, еще перед войной, в Новосибирске, когда попала в драматический кружок при Доме художе­ ственного воспитания детей. То ли я сама была другая, то ли была другая творческая вера — настоящая, большая, но, мне кажет­ ся, только там я и играла, и жила по-насто­ ящему. Все мы в цашем кружке были тес­ но связаны друг с другом, мы делали одно дело, и каждый любил в другом его творче­ ство. Мне было тогда 16—17 лет, я играла Лизу в «Горе от ума» и была счастлива 12 . Сибирские огни № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2