Сибирские огни, 1975, №6

ей, куда бегала по вечерам неосвещенными, заснеженными улицами. Спешила, умирая от страха: в городе ходили легенды, одна другой ужаснее, о «кошевочниках», о банде «Черная кошка». Дома, сидя возле коптил­ ки, терпеливо ждала Люсю мама. После не­ давней смерти отца Варвара Васильевна стала работать машинисткой в одном из го­ сударственных учреждений. За морковным чаем Люся до бесконечности рассказывала о том, как занимался со студентами их пе­ дагог и режиссер Александр Эмильевич Рожковский. Читала новые стихи Маяков­ ского, который для маминого слуха был непривычен, а Люся вдруг и безоговорочно приняла его. Вскоре историко-филологиче­ ский факультет перевели в Ленинград, но Люся не очень убивалась по этому поводу. Она поняла, что главное для нее — сцена. В 1923’году в жизни театральной студии произошло большое событие. В Томск при­ ехал нарком просвещения А. В. Луначар­ ский и, естественно, захотел познакомиться с тем, как готовят будущих артистов теат­ ра. Люся Кондратенко и еще несколько сту­ дентов предстали перед глазами высокого начальства. Конечно, отчаянно трусили, но Луначарский держался со студийцами про­ сто и дружелюбно. Люсю он попросил по­ казать этюд. — Представьте,— сказал Анатолий Ва­ сильевич,— что вы несете в руках банку с вареньем, а из-за угла, неожиданно, выско­ чила огромная собака, сенбернар, и кину­ лась на вас. Собак Люся не боялась, но она живо представила себе, что произошло бы от столкновения сенбернара с банкой, и ей так жалко стало варенья, что она невольно заревела в голос. Потом показывала еще какой-то этюд, что-то читала. — Способная девочка,^сказал Рожков­ скому А. В. Луначарский,— надо бы ей ехать в Рабис, в Москву, учиться. Но с Москвой не получилось. Во-первых, потому что Люсю пригласили работать в театр, а, во-вторых, на горизонте вскоре Появился некий студент Юрий Петухов и внес существенные коррективы в личные планы начинающей актрисы. С тоепетом перешагнула Кондратенко порог Томского театра. До этого она при­ ходила в. качестве зрительницы, билет в те­ атр в те годы стоил два полена дров. Наверное, ее первое появление в труппе выглядело комичным. Большие пимы, ста­ ренькая шубейка и роскошная шляпа... из гигроскопической ваты. Шляпу она соору­ дила вместе с мамой перед началом само­ стоятельной жизни. И все-таки три ведущие роли — и в «Псише» (была такая пьеса из жизни крепостной актрисы Жемчужнико­ вой), и в «Потонучвшем колоколе», и в «Трильби» — дали ей! «Люся Кондратенко!» — замелькало на афишах. В театр шли «на Кондратенко». Знаменитая томская портниха Родомская, заламывавшая несообразные цены с жен нэпманов, сама предложила свои услуги мо­ лодой актрисе: пусть только она г о в о ­ рит, у к о г о шь е т . Жизнь актрисы Кондратенко охватывает период почти в десять лет. Играла она в Томске, в Ишиме, в Киэеле на Урале. Семья росла — сначала родился Левушка, названный в честь Толстого, потом Михаил. Произведения его великого тезки Лермон­ това свято чтились в семье. . В 1930 году Петуховы приехали в Ново­ сибирск. Люся, нет, теперь уже Валентина Викторовна, стала работать в радиокомитете в передачах «Театр у микрофона». На ра­ дио она познакомилась с актерами «Крас­ ного факела» Н. Коростыневым, С. Северо­ вым, С. Бирюковым, режиссером В. Редлих. Все они были очень молоды, очень талант­ ливы, все мечтали о новом советском теат­ ре и работали на него, закладывая фун­ дамент будущего «сибирского МХАТа». * * * Стояли августовские дни 1937 года. В Си­ бири этот месяц великолепен, хотя чуточку грустноват — прощание с летом перед дол­ гой холодной зимой. С кошелкой, нагру­ женной яблоками,. Валентина Викторовна сошла с трамвая у двенадцатой школы, где учился Левушка, и встретилась с писате­ лем Глебом Михайловичем Пушкаревым. — Вас-то мне и надо,— приветливым, об­ нимающим движением раскинул руки Пуш­ карев— На ловца и зверь бежит. Хочу, Люсенька, сватать вас в Дом художест­ венного воспитания детей. Работа, как по заказу, для вас. Он отобрал у Валентины Викторовны яб­ локи, подхватил ее под руку и стал увле­ ченно рассказывать, какое великолепное место — ДХВД. В Новосибирске хорошо знали этого удивительного, доброго, талант­ ливого человека, и трудно было подобрать более подходящую кандидатуру, чем он, на должность завуча ДХВД. — Нет, вы представляете, как это важ­ но—:учить ребят прекрасному! — Глеб Ми­ хайлович уже был уверен, что уговорил собеседницу.— А какие спектакли вы може­ те ставить! У нас в активе — лучшие люди и сам Серафим Леонидович Белоголовый! Надо сказать, что о Новосибирском Доме художественного воспитания детей Петухо­ ва уже знала. Молодая советская страна, несмотря на переживаемые экономические трудности, находила силы думать об эсте­ тическом воспитании подрастающего поко­ ления и выделять средства на это. — Уговорили, Глеб Михайлович,— согла­ силась Петухова.— Будь по-вашему! Режиссер, педагог, организатор, вожа­ тый— новая работа требовала одновремен­ но всех этих качеств и еще тысячу других. С чего начинать? Как создавать театраль­ ный коллектив? Что ставить? Где проводить репетиции? Кого принимать в ДХВД? Воп­ росы, вопросы — они возникали ежечасно, а ответы приходилось искать самой. Прежде всего Валентина Викторовна ре­ шила познакомиться с близлежащими шко­ лами: ¡2, 27, 29, 50, 51, 54-й. В некоторых она руководила . кружками и успела при­ смотреться к ребятам. В 29-й даже успела поставить «Горе ума», правда, спек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2