Сибирские огни, 1975, №6
ей, куда бегала по вечерам неосвещенными, заснеженными улицами. Спешила, умирая от страха: в городе ходили легенды, одна другой ужаснее, о «кошевочниках», о банде «Черная кошка». Дома, сидя возле коптил ки, терпеливо ждала Люсю мама. После не давней смерти отца Варвара Васильевна стала работать машинисткой в одном из го сударственных учреждений. За морковным чаем Люся до бесконечности рассказывала о том, как занимался со студентами их пе дагог и режиссер Александр Эмильевич Рожковский. Читала новые стихи Маяков ского, который для маминого слуха был непривычен, а Люся вдруг и безоговорочно приняла его. Вскоре историко-филологиче ский факультет перевели в Ленинград, но Люся не очень убивалась по этому поводу. Она поняла, что главное для нее — сцена. В 1923’году в жизни театральной студии произошло большое событие. В Томск при ехал нарком просвещения А. В. Луначар ский и, естественно, захотел познакомиться с тем, как готовят будущих артистов теат ра. Люся Кондратенко и еще несколько сту дентов предстали перед глазами высокого начальства. Конечно, отчаянно трусили, но Луначарский держался со студийцами про сто и дружелюбно. Люсю он попросил по казать этюд. — Представьте,— сказал Анатолий Ва сильевич,— что вы несете в руках банку с вареньем, а из-за угла, неожиданно, выско чила огромная собака, сенбернар, и кину лась на вас. Собак Люся не боялась, но она живо представила себе, что произошло бы от столкновения сенбернара с банкой, и ей так жалко стало варенья, что она невольно заревела в голос. Потом показывала еще какой-то этюд, что-то читала. — Способная девочка,^сказал Рожков скому А. В. Луначарский,— надо бы ей ехать в Рабис, в Москву, учиться. Но с Москвой не получилось. Во-первых, потому что Люсю пригласили работать в театр, а, во-вторых, на горизонте вскоре Появился некий студент Юрий Петухов и внес существенные коррективы в личные планы начинающей актрисы. С тоепетом перешагнула Кондратенко порог Томского театра. До этого она при ходила в. качестве зрительницы, билет в те атр в те годы стоил два полена дров. Наверное, ее первое появление в труппе выглядело комичным. Большие пимы, ста ренькая шубейка и роскошная шляпа... из гигроскопической ваты. Шляпу она соору дила вместе с мамой перед началом само стоятельной жизни. И все-таки три ведущие роли — и в «Псише» (была такая пьеса из жизни крепостной актрисы Жемчужнико вой), и в «Потонучвшем колоколе», и в «Трильби» — дали ей! «Люся Кондратенко!» — замелькало на афишах. В театр шли «на Кондратенко». Знаменитая томская портниха Родомская, заламывавшая несообразные цены с жен нэпманов, сама предложила свои услуги мо лодой актрисе: пусть только она г о в о рит, у к о г о шь е т . Жизнь актрисы Кондратенко охватывает период почти в десять лет. Играла она в Томске, в Ишиме, в Киэеле на Урале. Семья росла — сначала родился Левушка, названный в честь Толстого, потом Михаил. Произведения его великого тезки Лермон това свято чтились в семье. . В 1930 году Петуховы приехали в Ново сибирск. Люся, нет, теперь уже Валентина Викторовна, стала работать в радиокомитете в передачах «Театр у микрофона». На ра дио она познакомилась с актерами «Крас ного факела» Н. Коростыневым, С. Северо вым, С. Бирюковым, режиссером В. Редлих. Все они были очень молоды, очень талант ливы, все мечтали о новом советском теат ре и работали на него, закладывая фун дамент будущего «сибирского МХАТа». * * * Стояли августовские дни 1937 года. В Си бири этот месяц великолепен, хотя чуточку грустноват — прощание с летом перед дол гой холодной зимой. С кошелкой, нагру женной яблоками,. Валентина Викторовна сошла с трамвая у двенадцатой школы, где учился Левушка, и встретилась с писате лем Глебом Михайловичем Пушкаревым. — Вас-то мне и надо,— приветливым, об нимающим движением раскинул руки Пуш карев— На ловца и зверь бежит. Хочу, Люсенька, сватать вас в Дом художест венного воспитания детей. Работа, как по заказу, для вас. Он отобрал у Валентины Викторовны яб локи, подхватил ее под руку и стал увле ченно рассказывать, какое великолепное место — ДХВД. В Новосибирске хорошо знали этого удивительного, доброго, талант ливого человека, и трудно было подобрать более подходящую кандидатуру, чем он, на должность завуча ДХВД. — Нет, вы представляете, как это важ но—:учить ребят прекрасному! — Глеб Ми хайлович уже был уверен, что уговорил собеседницу.— А какие спектакли вы може те ставить! У нас в активе — лучшие люди и сам Серафим Леонидович Белоголовый! Надо сказать, что о Новосибирском Доме художественного воспитания детей Петухо ва уже знала. Молодая советская страна, несмотря на переживаемые экономические трудности, находила силы думать об эсте тическом воспитании подрастающего поко ления и выделять средства на это. — Уговорили, Глеб Михайлович,— согла силась Петухова.— Будь по-вашему! Режиссер, педагог, организатор, вожа тый— новая работа требовала одновремен но всех этих качеств и еще тысячу других. С чего начинать? Как создавать театраль ный коллектив? Что ставить? Где проводить репетиции? Кого принимать в ДХВД? Воп росы, вопросы — они возникали ежечасно, а ответы приходилось искать самой. Прежде всего Валентина Викторовна ре шила познакомиться с близлежащими шко лами: ¡2, 27, 29, 50, 51, 54-й. В некоторых она руководила . кружками и успела при смотреться к ребятам. В 29-й даже успела поставить «Горе ума», правда, спек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2