Сибирские огни, 1975, №6
ИСКУССТВО Ольга Александрова М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й Г О Д Ж Е НЩИ Н Ы ПРОСТОЕ СЧАСТЬЕ ПОДВИГА Первое, что поражает в Валентине Вик торовне Петуховой,— удивительная подтя нутость и моложавость. Она и сегодня не позволяет себе выйти на улицу в платоч-, ке —только в шляпке. И глаза, как в мо лодости, живые и веселые, полные непод дельного интереса к собеседнику. И дви жения стремительные — подтащила стул к столу, легко вскочила на него, потом на по доконник, захлопнула форточку, пока я си дела и ежилась под пронизывающим осен ним ветром с Оби. — Никто мне' не дает моих лет,— смеет ся Валентина Викторовна.— Была год на зад в Ленинграде, ехала в трамвае. На од ной из остановок в вагон вошла женщина лет под шестьдесят. Оглянулась, а сесть не где,— и ко мне: «Уступили бы старому че ловеку место». Я, конечно, поднялась.'Стою в проходе и посмеиваюсь, знала бы она, что мне под семьдесят. * * * Жизнь ее как бы состоит из двух частей. Первая из них принадлежит очарователь ной молодой актрисе, любимице томичей, Люсе Кондратенко. Вторая — Валентине Викторовне Петуховой, уважаемому, изве стному в Новосибирске режиссеру, педаго гу, воспитателю сотен молодых талантов. Но вторая выросла и сформировалась из первой, и поэтому начало нашей истории надо отнести к далеким годам. В деревянном доме купца Молодкина на улице Черепичной в Томске снимала квар тиру семья юриста Виктора Семеновича Кондратенко. Жили Кондратенко небогато, но двери никогда не закрывались в этот дом не только ради чая с пирогами, кото рые мастерски стряпала бабушка Мария Афанасьевна. Привораживала атмосфера, царившая здесь: интересные разговоры, му зыка и стихи, споры до полуночи о театре, об искусстве. Словом, это была типичная русская трудовая интеллигентная семья. Отец великолепно играл на скрипке, Люся и ее брат Георгий — на пианино. Братья матери — Хрисанф Васильевич Хрисанфов и Павел Васильевич Мамонтов — участво вали в любительских спектаклях при бес платной библиотеке. Старые томичи до сих пор помнят Чацкого в исполнении Хрисан- фова и Шмагу, которого играл в спектакле «Без вины виноватые» Павел Мамонтов. Жена Хрцсанфова Ольга Петровна тоже играла на любительской сцене. Но, пожалуй, самой колоритной фигурой в семье была бабушка Мария Афанасьевна. Иногда она, читая какой-нибудь роман, вдруг с криком «мерзавец!» в негодовании отбрасывала его в сторону. Домашние в та кие минуты знали, что гнев ее вызвал ге рой, совершивший неблаговидный поступок. Мария Афанасьевна буквально перевопло щалась в образ, как теперь принято гово рить. Отсюда, из детства и юности, унесла Ва лентина Викторовна в жизнь любовь к ли тературе и театру. Семья заложила крепкий фундамент того, что мы сегодня называем эстетическим воспитанием. В 1921 году Люся Кондратенко поступи ла в знаменитый Томский университет. При няли без экзаменов, революция отменила их. С абитуриентами состоялось собеседо вание, и по результатам ответов Люсю зачислили на историко - филологический факультет. В старинных университетских коридорах стояла леденящая стужа, у окон неубран ные пулеметы напоминали о недавних боях. Профессура не знала, как обращаться к студентам: «господа»— устарело, «товари щи» —непривычно. Время было трудное, но ни холод, ни голод не мешали Люсе чувст вовать себя совершенно счастливой. Учить ся и жить было интересно, она разрыва лась между лекциями и театральной студи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2