Сибирские огни, 1975, №6
силия Шукшина» сумел сделать много на блюдений над творчеством безвременно ушедшего от нас писателя, проследить эво люцию его новеллистики, основные особен ности его художественного почерка. Критик ставит автора «Сельских жителей» в кон текст литературного процесса современно сти, стремится понять его связи с «молодой прозой», с творчеством «деревенщиков». Он также ищет истоки литературной генеало гии писателя, называя, вслед за другими авторами, М. Зощенко. Думается, что на прасно не замечена горьковская традиция шукшинских новелл, в частности, их слож ная преемственность по отношению к за меткам, рассказам и очеркам Горького в 20-е годы. Нет ли кровного родства между «чудиками», плотно населяющими сборники Шукшина — от «Сельских жителей» до «Бе сед при ясной луне»,— с горьковскими чу даками, его «талантливыми людьми для анекдотов», его «белыми воронами», «выду манными» людьми?.. Когда следишь за -причудливыми, неожиданными поворотами в поведении шукшинских героев, невольно вспоминаешь горьковские слова: «...я вижу русский народ исключительно, фантастиче ски талантливым, своеобразным... Я уверен, что по затейливости, по неожиданности из воротов, так сказать — по фигурност.и мыс лей и чувства, русский народ — самый благо дарный материал для художника». Не здесь ли ключ к пониманию пафоса Шукшина, ..его пестрого, подчас анекдотического мира? Не в свете ли сказанного Горьким обнару живается за мозаикой малых жанров масш табность большой мысли художника? Несколько настораживает география из данных сборников. Сибирь — огромный край «от Урала до горных хребтов Тихооке анского водораздела». Редколлегия сборни ка понимает это, в ее вступительной замет ке сказано, что двухтомник создается, уче ными Сибири и Дальнего Востока. Между тем, судя по составу первых сборников, еще не освоены значительные массивы литера туры края'. В первую очередь — Дальний Восток. Дальше Иркутска и Читы еще не продвинулся ни один из авторов подготови тельных книг. А ведь «край-то. нашенский» —слова эти приобретают особый и очень конкретный смысл в данном контексте. Статьи сибирских литературоведов впи сывают новые страницы в историю совет ской литературы. В этом смысл предприня той ими трудоемкой, но важной коллектив ной работы. Не все получается одинаково удачно, но общие принципы верны, и каж дый новый шаг — приближение к цели. Справедливо нередко высказываемое в столичной печати мнение, что ныне невоз можно творить о современной литературе, не зная, что делается в областях, на окраи нах, в частности в Сибири. Рассмотрение сборников позволяет распространить эту верную мысль и на историю литературы — нельзя строить историю русской и совет ской литературы без учета поисков и нахо док литературоведов периферии, в частно сти тех, что работают на земле сибирской. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2