Сибирские огни, 1975, №6
повых и журнальных сшибок, сложного пе реплета литературных пристрастий трудно до конца понять и процесс движения само го словесного искусства. Автор собрал и осмыслил огромный материал, до этого поч ти не находившийся в научном обращении. Особенный интерес вызывает та часть рабо ты, где говорится о борьбе вокруг журнала «Сибирские огни», о группе «Настоящее». Жаль только, что Парамонов ограничил ся в основном обследованием документов — протоколов, деклараций, статей, не попы тавшись рассмотреть художественную прак тику членов групп и течений в ее связи с заявлениями и декларациями. Как влияли теоретические и полемические установки групп и течений на художественное творче ство их членов? Обобщающих мыслей в статье как будто не так уж много. Но оценки нередко точны и, как правило, верно выражают современ ный взгляд на явления полувековой давно сти. Как будто бесстрастно зарегистрировав многочисленные эпизоды групповой возни вокруг «призыва ударников в литературу», автор статьи одной остроумной фразой под водит итоги: «Это был, в сущности, сизифов труд по созданию писательских организаций из неписателей». Статья на сибирском ма териале помогает лучше понять характер всего литературного движения тех лет, она дополняет то, что получило отражение в «Неистовых ревнителях» С. Ш¿шукала и других работах того же ряда. На специфическом материале книг о ма лых народах края Л. П. Якимова в статье «Тема «еликого кочевья» в русской литера туре Сибири 30-х годов» открывает некото рые закономерности развития советской ли тературы. Традиционная тема творчества иисателей-сибиряков — В. Тана-Богораза, А. Новоселова, А. Сорокина, Г. Гребенщи кова и др.— приобретает новое наполнение и новый качественный характер. Возможно, не без воздействия А. М. Горького, упрекав шего старых писателей за невнимание к жизни «инородцев», нацменьшинств, как тогда говорили, и считавшего освоение ино национальной темы долгом русских писате лей. «Отныне,— пишет Якимова,— главный идейно-художественный пафос произведе ний на инонациональную тему составляет не сострадание к униженным и оскорбленным млайшим братьям, а утверждение того ново го, что дала Октябрьская революция наро дам Сибири, тех социальных перемен, кото рые вели к их возрождению». Анализ книг М. Ошароаа, Т. Борисова, Р. Фраер- мана, В. Тана-Богораза, И. Гольдберга и А. Коптелова убедительно доказывает этот тезис. Стремление сочетать местное и общерос сийское, очевидно, определило выбор тем из текущей литературы. Роман С. ■Залыгина «Соленая Падь» и рассказы В. Шукшина — произведения писателей, вышедших из Си бири и здесь сформировавшихся. Вместе с тем, это явления общерусской и общесовет ской литературы наших дней, получившие достаточно громкий резонанс в ¡критике. Опираясь на обширную критическую ли тературу, С. И. Гимпель достаточно само стоятельна в разборе «Соленой Пади». Ис следователь высвечивает важнейшие идей ные и жанровые черты романа Залыгина, устанавливает его место в истории советско го романа. Сделано много тонких наблюде ний над стилем «Соленой Пади» и характе рами ее героев, в особенности Мещерякова и Брусенкова. А за наблюдениями следуют обобщающие выводы. Вот наблюдение: «Сводки об успехах, которые читает Меще ряков,. приводят его к двум выводам: 1) они свидетельствуют о плохой организации; «когда можно проверить— никто врать не станет»; 2) власть, чтобы утвердиться, лю бит провозглашать победы; «без победы служба никак не может. Боится она, когда нет побед». И следом — обобщение: «Итог размышлений Мещерякова всегда носит двоякий характер: касается данного кон кретного случая и одновременно заключает в себе наблюдение общего свойства». Ко ротко и точно формулируется сущность «демократизма» Брусенкова, считающего се бя «выразителем народного мнения при пол ной нетерпимости к этому мнению». А там, где это подсказано необходимо стью, С. Гимпель вступает в полемику. Так, отвергается высказывание П. Строкова о «заданное™» образа Брусенкова и его «модернизации». Она спорит с В. Сургано- вым по поводу литературной генеалогии об раза Брусенкова, ссылаясь на художествен ный опыт Вс. Иванова, К. Федина, М. Шо лохова. А вот историко-литературные связи и противопоставления выглядят в статье ме стами несколько упрощенно. Трудно согла ситься с утверждением, что до Залыгина «герой изображался лишь как командир, как руководитель» (стр. 210). Не выглядит плодотворным, в овяаи с этим, противопо ставление «Соленой Пади» «Двум мирам» B. Зазубрина 4 и «Железному потоку» А. Серафимовича. Здесь различие подходов настолько разительно, что оно заметно при самом поверхностном взгляде. Гораздо продуктивнее было бы, к примеру, сопоста вить роман Залыгина с «Разгромом» и «Последним из удэге» А. Фадеева, где ос новной конфликт задолго до «Соленой Па ди» был подчеркнуто, полемически заострен но перенесен «с поля битвы именно в нрав ственно-идеологическую сферу», и выяснить не только заметную методологическую бли зость, но и то, что отличает роман конца 60-х годов от книг А. Фадеева о граждан ской войне, написанных в 20-х и 30-х годах, выявить новаторство «Соленой Пади». ' Недостаточно прослежена литературная преемственность в рамках творчества самого C. Залыгина. «Соленая Падь» появилась после повести «На Иртыше». Несмотря на тематическое и стилистическое различие двух вещей, их роднит нечто общее —■весь ма плодотворный новаторский подход к художественному решению исторической темы. Из статьи С. Гимпель читатель не узнает даже о существовании первой исто рической повести С. Залыгина, с которой на чалось серьезное освоение им темы недавне го прошлого. Б. Юдалевич в статье «О рассказах Ва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2