Сибирские огни, 1975, №6

Литературе" XIX века, посвящены две ртатьи. Московский литературовед М. Д. Зиновьева продолжает начатое в первом сборнике обстоятельное исследование рома­ на И. В. Омулевского «Шаг за шагом»; Ю. С. Постнов развивает начатую там же тему романтизма в литературе Сибири. В последние годы возникла проблема типологии внутри основных художествен­ ных методов. Многое сделано в -различении временных модификаций реализма. В ро­ мантизме же типологическое рассмотрение лидгь намечается, до сих пор о нем рассуж­ дали несколько суммарно. Работа 10. С. Постиова «Романтическая проза Сибири» включает краевой материал в план общих исследований русского романтизма, она ста­ вит вопрос о типологии этого явления в ло­ кальный аспект. Рассмотрение повестей и романов «Сохатый» Н. А. Полевого, «Кам­ чадалка» и «Дочь купца Жолобова» И. Калашникова, «Ангарские пороги» Н. Щукина позволяет автору говорить о «специфическом развитии романтической прозы в Сибири» 30-х годов прошлого века. И хотя сибирские романтики не поднялись сколько-нибудь близко к высотам общерус­ ского романтизма, их творчество -«имело свои достижениия и открытия», особенно в области исторического романа, точнее — «краеведческого исторического романа», явившегося их жанровым открытием. Несколько в тени, на наш взгляд, оста­ лась стилистика, словесная фактура произ­ ведений сибирских романтиков. Рассужде­ ния 'автора местами построены так, что кон­ туры метода как бы размываются, и чита­ телю кажется, что речь идет о вещах, мало чем отличающихся от реализма; «Быт рус­ ского населения Сибири воспроизведен осо­ бенно детально в романе «Дочь купца Жо­ лобова»; «.„повествование насыщалось до­ стоверными описаниями, точными зарисов­ ками, вниманием к будничной, повседневной жизни»; «В соответствии с реальной дейст­ вительностью Полевой воспроизвел...». Почему же произведения, где точно и под­ робно выписан быт, где даны достоверные зарисовки и образы соответствуют реаль­ ной действительности, являются романтиче­ скими? Ведь романтизм, как известно, тяго­ теет к условным формам и меньше всего склонен к детальной обрисовке быта, буд­ ничной жизни. Это противоречие требует объяснения. Конец прошлого и начало нынешнего ве­ ка, как известно, были периодом оживления литературной деятельности в Сибири. Воз­ никает сибирская журналистика, газеты си­ бирских городов внимательны к литератур­ ным интересам своих читателей и собирают вокруг себя писательские силы, все чаще издаются художественные альманахи. Зако­ номерно поэтому особое внимание авторов книги к предоктябрьским десятилетиям. В частности — к журналистике тёх.лет, совсем мало пока изученной. В этом смысл содер­ жательной статьи С. П. Рожновой о журна­ ле «Сибирские вопросы» в годы первой рус­ ской революции, когда в нем более или ме­ нее деятельное участие принимали писатели Г. Д. Гребенщиков, Н. Ф. Олигер, Г. А. Вят­ кин, В. М. Бахметьев и др. Исследователь «литературного лица» журнала показывает, как реалистическим изображением народной жизни писатели раздвигали идейные рамки либерально-областнического издания, не­ редко ставили и решали проблемы в духе, чуждом идеалам его организаторов и ре­ дакторов. Поэзия революционного народничества давно изучается марксистским литературо­ ведением. Е. А. Куклина находит новый ас­ пект: взаимосвязь бойцов потерпевшей по­ ражение «армии» ссыльных народников с пролетарским освободительным движением в Сибири, роль песенной поэзии народников- революционеров («Марсельеза» П. Лаврова, «Дубинушка» А. Ольхина, «Смело, друзья, не теряйте...» М. Михайлова, «Замучен тя­ желой неволей» Г. Мачтета и др.) в проле­ тарском освободительном движении. По до­ кументам сибирских архивов исследователю удалось определить более или менее точный состав произведений поэтов-« ародников, ак­ тивно служивших освободительной борьбе рабочего класса, раскрыты формы бытова­ ния песен в освободительном движении края: переделки, варианты, сокращения, адаптировавшие старые популярные песни к агитационным целям нового времени —•про­ летарского этапа освободительного движе­ ния, к эстетическому чувству рабочих-рево- люционеров. Об Иване Малютине пишет литературо­ вед А. И. Малютина. Ее очерк отличается естественным в данном случае чувством глубокого уважения к памяти отца и его литературному наследству. Учтено все, сде­ ланное поэтом-самоучкой, ставшим на путь пролетарской поэзии. Вместе с тем родст­ венные чувства не мешают объективности зрения автора статьи. А. И. Малютина за­ мечает не только частные слабости, но ^ н е ­ достатки более общего порядка — черты эпигонства, архаичность формы, то, что в свое время роднило творчество Малютина с поэзией- революционного, народничества, с поэтами суриковбкого направления. Много места занимают в сборнике статьи о советской литературе. Относительно не­ большая, яо весьма' емкая статья А. М. Мй- кешина «Первые шаги по пути социалисти­ ческого реализма» рассматривает произведе­ ния трех писателей — В. Зазубрина, Вс. Иванова и Л. Сейфуллиной. В начале 20-х годов книги каждого из них были ве­ хами не только сибирской литературы, они завоевали место в центре литературной жизни тех лет и сделались предметом кри­ тических споров. За многообразием темати­ ческих и жанровых решений исследователь выявляет общие методологические устрем­ ления писателей, в произведениях которых происходит «кристаллизация качественно нового взгляда художника на окружающую действительность». Густо начинена фактами статья С. С. Па­ рамонова «Из истории литературных орга­ низаций Сибири 20-х годов». Для будущей «Истории литературы Сибири» это, пожа­ луй, одна из самых трудных и важных ра­ бот, ибо без освоения довольно пестрого процесса литературного движения, груп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2