Сибирские огни, 1975, №6
Еф. Беленький ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОИСКОВ «Проблемы литературы Сибири XVII— XX »в.» — вторая книга материалов к двух томной «Истории литературы Сибири»1, осу ществляемой большим коллективом ученых под руководством литературоведов Инсти тута истории, философии, филологии СО АН СССР. Новый сборник —свидетельство продолжающегося накопления фактов, их историко-литературного и теоретического осмысления. Центральная проблема сборников, как, впрочем, и будущего двухтомника,— выяв ление региональных особенностей литера турного процесса в Сибири и соотнесение их! с общерусским литературным развитием, неотъемлемой частью которого являлась и является русская литература сибирского кр^я. Внимание к главной проблеме заметно в открывающей книгу статье Е. И. Дергаче- вой-Скоп «Заметки о жанре «Истории Сибир ской» С. У. Ремезова». Поворот в сторону жанровой специфики «Истории», чуткое внимание к эстетическому звучанию слова, к поэтике — все это выражение соврем’енно- го литературоведческого подхода к теме. Ощутим определенный полемический под текст — решительное несогласие с попытка ми зачеркнуть средневековые главы в исто рии русской литературы, объявить их, вме сте с литературой XVII века, детским лепе том, результатом «младенчески перво зданного мировосприятия», лишенного сколько-нибудь серьезной художественной силы. Эстетическая культура «тобольского лето писца» Ремезова, как убедительно доказано исследователем, достаточно высока для сво его времени —•века «постепенного перехода от древней литературы к новой» (Д. Лиха чев). Анализируя ремезовскую «Историю Сибирскую», автор раскрывает ее связь с традиционным общерусским жанровым этикетом и вычленяет отступления от него, вызванные своеобразием личности ее героя — Ермака, чья мощная фигура не укла 1 Проблемы литературы Сибири XVII—XX вв. Новосибирск, «Наука», 1974. дывается в прокрустово ложе привычных приемов. Из ряда определений, коими наделен в «Истории» Ермак, исследователь выделяет поистине ренессансный эпитет «человечен», рожденный новым, чуждым средневековью подходом к герою. Даже в отношении к Ку- чуму Ремезов находит слова, позволяющие преодолеть традиционную негативную одно- линейность в изображении «нечестивых» — мудрость героя и то, что он «по-человечески мягок сердцей», — это было бы немыслимо в старых летописях, житиях и воинских по вестях. Некоторые детали «Истории»*позво- ляют Е. Дергачевой-Скоп сделать вывод «о стремлейии С. У. Ремезова к новым узо рам всемирно-исторической мысли, а не только национальной». Статья В. М. Сидельникова «Русский на родный театр Сибири» непосредственно не относится к истории литературы, тем не ме нее она не выглядит в книге чем-то чуже родным. Описание народных игрищ, спек таклей различного типа кукольных театров — «Вертепа», «Петрушки», «Райка» и дру гих форм народного лицедейства, разбор пьес «сибирского театра» тех лет помогают воссозданию культурного фона, на котором возникали ростки молодой литературы края. Естественно вписывается в книгу неболь шое текстологическое исследование «Три стихотворные сказки П. П. Сумарокова». Его автор В. Д. Рак проделал скрупулезную текстологическую работу над стихотворени ями тобольского поэта, выявил их стилевое своеобразие. Это позволило доказать, что заимствование сюжетов из различных фран цузских источников не помешало Сумароко ву оставаться самостоятельным, что его по этический стиль «питался традициями рус ской литературы». Важное значение имеет статья А. Г. Та таринцева ■«Сибирские путевые записки А. Н. Радищева», доказывающая небезраз личную для всей историографии русской ли тературы XVIII века истину: записки эти, а также дневник Радищева дошли до нас в полком виде, и все предположения об их не полноте и неисправности лишены оснований.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2