Сибирские огни, 1975, №6
он не побоялся осадить «самого» команди ра полка, когда тот несправедливо обвинил бойцов-новобранцев в нарушении устава и грубо оскорбил их; он с достоинством дер жит себя во время «аудиенции» с генера лом; он по возвращении домой с презрени ем отвергает предложение «доброхота», председателя колхоза, уехать, пока не поздно, из деревни, где сейчас так трудно... Правда, это стремление автора ^создать многогранный образ приводит порой к ут рате чувства меры. Так, явно не удались С. Зарубину главы, рассказывающие о послевоенной жизни Номоконова. Автор тут совершенно напрасно задался целью связать мирную жизнь своего героя со «злобами дня», с освоением целинных зе мель. Однако эпизоды эти получились чересчур «голубыми», искусственно «при стегнутыми», сам же Номоконов в них как- то сразу потускнел, превратился в тради ционного героя газетных «подвалов» и ре портажей о людях переднего края. Дума ется, автору следовало бы просто вовремя поставить точку. В повести Леонида Кеккелева «Земля чок» предстает еще одна необычная фрон товая судьба. Герой этой повести — Петя Шепелев, тринадцатилетний мальчик, один из «сынов полка», которые в годы войны, как мы теперь знаем, были не такой уж редкостью. «Землячок» Л. Кеккелева мно гими сюжетными ходами повторяет знаме нитую повесть В. Катаева. Как и катаев- ский Ваня Солнцев, Петя Шепелев потерял в войну родителей и остался круглым сиро той; как и в повести В. Катаева', герой в результате долгих мытарств попадает в ар мию, становится, несмотря на малый воз раст, настоящим бойщзм, завоевывая ува жение у своих старших товарищей. Однако, при всех этих общих чертах, «Землячок» отнюдь не воспринимается как вторичное произведение, как еще одна вариация из вестной повести, потому что в основу ее по ложена реальная человеческая судьба, по тому что герой — человек, ныне здравству ющий, который лично сам рассказал автору свою историю. Фронтовая биография Пети Шепелева еще и тем необычна, что он один из немногих сибирских мальчишек, который волею судьбы оказался на оккупированной территории, а затем, после прихода совет ских войск,'стал «сыном полка». Внешне повесть написана безыскусствен но, в строгой газетно-очерковой манере (это и вполне понятно, автор ее — журна лист по профессии, давно занимающийся поисками неизвестных героев; им написано уже несколько документальных книг о вой не — «Таран четырех», «Дерзкий рейд» и др.). Однако «очерковость», некоторая ог раниченность и скупость изобразительных В. ШАПОШНИКОВ средств не снижают читательского внима ния. Автрру, человеку, достаточно уже ис кушенному в «тайнах» документального жанра, удалось и на этот раз найти ту «зо лотую середину», ту разумную пропорцию между фактическим материалом и элемен том вымысла, которая так необходима до кументальной прозе. Следуя только фактам, Л. Кеккелев сумел и проследить судьбу своего юного героя, и показать, как внут ренне мужал и креп этот маленький солдат, увидевший и испытавший в свои неполных 13 лет много такого, что иным взрослым и не снилось. То есть здесь опять же, как и у многих сибирских авторов, писавших о войне, в центре оказалась тема «испытания кровью», .тема становления характера в ог не войны, в условиях повышенной опасно сти. И идея, прозвучавшая в этой малень кой повести, тоже оказалась по-настоящему значительной: не может быть побежден тот народ, та страна, где даже тринадцатилет ние мальчишки так быстро взрослеют, так быстро расстаются со своим детским ми ром ради того, чтобы стать солдатами, за щитниками Отечества... Правда, эта мысль могла бы прозвучать еще громче и весомее, если бы автор пока зал корни и истоки этого раннего мужания, если бы более убедительно нарисовал об становку, в которой жил и воевал его ма ленький'герой. Но тут, к сожалению, все- таки сказалось отсутствие фронтового опы та у самого, автора. Тридцать лет минуло со Дня Победы. Тридцать лет — как наша страна занята мирным строительством. Но память народа бережно хранит имена и подвиги тех, кто шел в атаку, кто отстоял и освободил нашу землю от фашистов. Поэтому и выход каж дой новой книги о войне воспринимается как событие общественной значимости, г?ак акт благодарности к тем, кто добывал победу... Свой вклад в тему войны внесли и писа тели-сибиряки. Даже из этих беглых, дале ко не исчерпывающих сибирскую военную прозу заметок, видно, что сделано уже не мало. Но все-таки, как нам кажется, в си бирской литературе последнее слово о вой не еще не сказано. Многие сибирские авто ры—участники Великой Отечественной — находятся сейчас в самом расцвете твор ческих сил, и их богатый жизненный и фронтовой опыт, их окрепшее мастерство позволяют надеяться, что тема войны еще не раз прозвучит в сибирской литературе. И еще не одна книга с именем писателя-си- биряка на обложке ляжет «кирпичиком» в основание того грандиозного памятника, который воздвигает сейчас н а р о д с о з и д а ю щ и й н а р о д у с р а ж а в ш е м у с я . ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2