Сибирские огни, 1975, №6

он не побоялся осадить «самого» команди­ ра полка, когда тот несправедливо обвинил бойцов-новобранцев в нарушении устава и грубо оскорбил их; он с достоинством дер­ жит себя во время «аудиенции» с генера­ лом; он по возвращении домой с презрени­ ем отвергает предложение «доброхота», председателя колхоза, уехать, пока не поздно, из деревни, где сейчас так трудно... Правда, это стремление автора ^создать многогранный образ приводит порой к ут­ рате чувства меры. Так, явно не удались С. Зарубину главы, рассказывающие о послевоенной жизни Номоконова. Автор тут совершенно напрасно задался целью связать мирную жизнь своего героя со «злобами дня», с освоением целинных зе­ мель. Однако эпизоды эти получились чересчур «голубыми», искусственно «при­ стегнутыми», сам же Номоконов в них как- то сразу потускнел, превратился в тради­ ционного героя газетных «подвалов» и ре­ портажей о людях переднего края. Дума­ ется, автору следовало бы просто вовремя поставить точку. В повести Леонида Кеккелева «Земля­ чок» предстает еще одна необычная фрон­ товая судьба. Герой этой повести — Петя Шепелев, тринадцатилетний мальчик, один из «сынов полка», которые в годы войны, как мы теперь знаем, были не такой уж редкостью. «Землячок» Л. Кеккелева мно­ гими сюжетными ходами повторяет знаме­ нитую повесть В. Катаева. Как и катаев- ский Ваня Солнцев, Петя Шепелев потерял в войну родителей и остался круглым сиро­ той; как и в повести В. Катаева', герой в результате долгих мытарств попадает в ар­ мию, становится, несмотря на малый воз­ раст, настоящим бойщзм, завоевывая ува­ жение у своих старших товарищей. Однако, при всех этих общих чертах, «Землячок» отнюдь не воспринимается как вторичное произведение, как еще одна вариация из­ вестной повести, потому что в основу ее по­ ложена реальная человеческая судьба, по­ тому что герой — человек, ныне здравству­ ющий, который лично сам рассказал автору свою историю. Фронтовая биография Пети Шепелева еще и тем необычна, что он один из немногих сибирских мальчишек, который волею судьбы оказался на оккупированной территории, а затем, после прихода совет­ ских войск,'стал «сыном полка». Внешне повесть написана безыскусствен­ но, в строгой газетно-очерковой манере (это и вполне понятно, автор ее — журна­ лист по профессии, давно занимающийся поисками неизвестных героев; им написано уже несколько документальных книг о вой­ не — «Таран четырех», «Дерзкий рейд» и др.). Однако «очерковость», некоторая ог­ раниченность и скупость изобразительных В. ШАПОШНИКОВ средств не снижают читательского внима­ ния. Автрру, человеку, достаточно уже ис­ кушенному в «тайнах» документального жанра, удалось и на этот раз найти ту «зо­ лотую середину», ту разумную пропорцию между фактическим материалом и элемен­ том вымысла, которая так необходима до­ кументальной прозе. Следуя только фактам, Л. Кеккелев сумел и проследить судьбу своего юного героя, и показать, как внут­ ренне мужал и креп этот маленький солдат, увидевший и испытавший в свои неполных 13 лет много такого, что иным взрослым и не снилось. То есть здесь опять же, как и у многих сибирских авторов, писавших о войне, в центре оказалась тема «испытания кровью», .тема становления характера в ог­ не войны, в условиях повышенной опасно­ сти. И идея, прозвучавшая в этой малень­ кой повести, тоже оказалась по-настоящему значительной: не может быть побежден тот народ, та страна, где даже тринадцатилет­ ние мальчишки так быстро взрослеют, так быстро расстаются со своим детским ми­ ром ради того, чтобы стать солдатами, за­ щитниками Отечества... Правда, эта мысль могла бы прозвучать еще громче и весомее, если бы автор пока­ зал корни и истоки этого раннего мужания, если бы более убедительно нарисовал об­ становку, в которой жил и воевал его ма­ ленький'герой. Но тут, к сожалению, все- таки сказалось отсутствие фронтового опы­ та у самого, автора. Тридцать лет минуло со Дня Победы. Тридцать лет — как наша страна занята мирным строительством. Но память народа бережно хранит имена и подвиги тех, кто шел в атаку, кто отстоял и освободил нашу землю от фашистов. Поэтому и выход каж­ дой новой книги о войне воспринимается как событие общественной значимости, г?ак акт благодарности к тем, кто добывал победу... Свой вклад в тему войны внесли и писа­ тели-сибиряки. Даже из этих беглых, дале­ ко не исчерпывающих сибирскую военную прозу заметок, видно, что сделано уже не­ мало. Но все-таки, как нам кажется, в си­ бирской литературе последнее слово о вой­ не еще не сказано. Многие сибирские авто­ ры—участники Великой Отечественной — находятся сейчас в самом расцвете твор­ ческих сил, и их богатый жизненный и фронтовой опыт, их окрепшее мастерство позволяют надеяться, что тема войны еще не раз прозвучит в сибирской литературе. И еще не одна книга с именем писателя-си- биряка на обложке ляжет «кирпичиком» в основание того грандиозного памятника, который воздвигает сейчас н а р о д с о ­ з и д а ю щ и й н а р о д у с р а ж а в ­ ш е м у с я . ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2