Сибирские огни, 1975, №6
ние — бежать во что бы то ни стало с этого ненавистного хутора. К сожалению, вторая часть повести — собственно приключенческая — представля ется менее значительной, хотя страницы, рассказывающие о побеге ребят, об их блуждании в тылу врага, читаются с неос лабным интересом. Но страницы эти весьма традиционны, в них много от приключенче ских кинолент. «Журавлиный яр», в отличие от повести «Через все преграды», событиями совсем не богат. Здесь рассказан всего один эпи зод, как крестьянские мальчишки скрыли от фашистских оккупантов группу беженцев, состоящую в основном из людей еврейского происхождения. Но эта «простая история» приобрела под пером Н. Осинина очертания настоящего подвига, потому что писателю удалось показать на примере своих юных ге роев рождение того будничного, массового героизма, который заставил фашистских ок купантов держать у себя за спиной, на за хваченных территориях, целые армии. Писатель сумел найти «ключик» к харак теру каждого из героев, четко обозначить их индивидуальности. Тут вполне уместно сопоставить героев «Журавлиного яра» с персонажами первой повести. Из всех дей ствующих лиц повести «Через все прегра ды», пожалуй, только Сережа Пахомов име ет «собственное лицо», воспринимается как самостоятельная фигура. Друзья же его — Илья, Инна, Вера и Наташа — всего-навсе го статисты, чьи портретные и психологиче ские характеристики едва намечены. Героев же «Журавлиного яра» никак не перепутаешь, не поставишь одного на место другого. Не по годам серьезный, рассуди тельный — настоящий хозяйственный «му жичок» —• Матвейка и беспечный, легко поддающийся на всяческие соблазны Иван, мягкий, деликатный, бесконечно влюблен ный в природу Климушка и горячая, отча янно смелая Ася — все они, несмотря на подростковый возраст, вполне сложившиеся ’ личности, вполне сформировавшиеся харак теры. В судьбах этих ребят есть много не обычного, заставляющего сразу проникнуть ся к ним участием и состраданием. Невоз можно забыть, например, о трагическом слу^- чае, происшедшем с маленьким' Климушкой в детстве. Будучи еще восьмилетним ребен ком, Климушка нечаянно убил из охот ничьего ружья сына председателя сельсо вета. Убил, не подозревая даже, что истин ным виновником гибели Демидки был ку лацкий сынок Никитка Клюев, незаметно подложивший в незаряженное ружье пат рон. С тех пф Климушка исчез. «Долго про него не было слышно. Говорили, что он бро сился в старую прорву. На самом же деле, насмерть перепуганный, он убежал в Горе лый бор. Там обессилевшего мальчишку нашла древняя бабка Позднячиха и прию тила у себя, не сказав на деревне ни слова... У нее и жил Климушка эти годы... Рос Климушка тихим, незлобивым мол чуном. Сторонился сверстников, любил пев чих птиц, умел удивительно точно им под ражать. Была у него еще странность: он не мог смотреть на оружие. Стоило какому-нибудь озорнику показать ему пугач или самопал, как он мгновенно белел и кидался прочь». История Климушки — история жестокая, потрясающая до глубины души, и тем с большей радостью читаешь страницы, где описывается знакомство Климушки. с еврей ской девочкой Асей, их крепнущее день ото дня чувство взаимной симпатии, которое, очевидно, переросло бы в настоящую лю бовь. Переросло, если бы не война.. Климуш ка и Ася погибли, сраженные пулеметной очередью, в тот самый момент, когда, каза лось, опасность была уже позади. «Треск заставил его обернуться. В тот же миг остро ужалило в бок. «Пчела! Нет, оса...». И вдруг все переменилось. Он опустился в каком-то полусне. Хлынул зеленый холодный туман. Ды шать стало нечем. Сделалось зябко, худо, лихо... Где она? Где? Не потерять бы... Тума.н загустел, бессильно-холодный, удушливый. Пытаясь разглядеть сквозь не го, Климушка шире, шире раскрывал глаза. И увидел ее. Рядом. На камне. Зеленая вода. Белое облачко. И жаворонок над ним. Мягкая легкая рука гладила его щеку... И когда он уже ничего не видел, он про шептал ее имя, первый раз: — Ася. ...Асе казалось, что тело ее от пронзи тельной боли стало стеклянным и хрупким. Все же она придвинулась к мальчику, опер шись на здоровую руку. — Климушка!» Так вместе, обнявшись, и погибли они — маленькие Ромео и Джульетта, которых соединил и тут же навеки разлучил самый жестокий рок, какой только есть на свете,— война. Так со страниц этой небольшой по вести прозвучал исторгнутый из самой глу бины души, полный гнева и боли крик пи- сателя-гуманиста. Ибо воистину «нет по вести печальнее на свете», чем рассказ о гибели детей. И не случайно образ Климуш ки появляется еще рае — уже в сознании Матвейки — как символ самого чистого и светлого, что есть в жизни, как напоминание о тех утратах и бесчисленных трагедиях, которые принесла война. IV В 50-е—60-е годы все большую роль в ли тературе о Великой Отечественной войне начинает играть документальная проза. На ряду с романами, повестями, поэмами о войне в эти годы появляется немало произ ведений, основанных на строго документаль ном материале, рассказывающих о фронто вых судьбах реально существовавших лю дей. Этот повышенный интерес к «правде факта» был вполне закономерен. Именно в начале 60-х годов прозвучали мудрые слова: «Никто не забыт, ничто не забыто», — слова, ставшие подлинным де визом, призывом отдать дань уважения каждому, кто внес свой вклад в победу над фашизмом. Именно тогда по всей стране
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2