Сибирские огни, 1975, №6
несет банку сгущенки, другой отдает весь свой сахар, третий кладет пачку табаку («пусть логуновская баба обменяет на база ре»)... Но самый «весомый» .вклад в эту коллективную посылку внес бывший сапож ник Семенов. У всех на виду из лоскутков кожи он стачал крошечные башмачки. «Бы ли они до того малы, страшно в руки взять: уронишь на землю — .не найдешь. — Сюда и .ноготь не влезет, — смеялись кругом. — Неужто нога у него такая? — А то. какая? Семенов обстукал башмачки молотком, пригладил черенком, потом потер суконкой. И вот они заблестели, как стеклянные; И все-то в башмачках было: и каблучок, и носочек, и фигурки наколоты. Иной казак возьмет в руки семеновское изделие, поло жит на ладонь и зальется смехом. — Ну, башмак! Ну, и башмачище!.. И хохочет человек, сам не зная от чего, не может остановиться». Посылка отправлена, сделано, как гово рится, доброе дело. Но сколько радости доставила эта возня самим отправителям! Погрузившись на ми нуту в мир обычных человеческих забот, ка заки как бы «отмыли» свои души, снова по чувствовали себя способными на любовь, на участие и жалость. «Разволновал душу, раз бередил сердце логуновский сын!» В «Рассказах...» есть -несколько новелл о любви. Это и простая, целемудренно-строгая исповедь самого старшины Арбузова о том, как, будучи после тяжелого ■ранения на отдыхе в деревне Журавли, он встретил там славную девушку Сашу («В Журав лях»); это и потрясающая своей жестокой правдой история санинструктора Риты, чья внезапно вспыхнувшая любовь к разведчи- ку-лейтенанту так и осталась без ответа, по тому что Рита погибла в одном из рейдов («Белые кони»); это и скорбный рассказ о любви сержанта Шишкина и регулировщи цы Маши, также трагически оборвавшейся («На перекрестке»). Истории более чем пе чальные, -но- именно в них рассказчик, а вслед за -ним и читатель, видит -один из ис точников той силы, которая помогла нашим бойцам вынести все военные тяготы. Эти люди — «многострадальные труженики войны» — даже в самых нечеловеческих ус ловиях сохранили в себе способность -на слаждаться жизнью, жить ее обычными, естественными радостями и заботами, пото му они и выжили, -выстояли, победили. И «Три весны», и «.Безумству храбрых...», и «Прощание славянки», и «Рассказы стар шины Арбузова» — все эти книги .созда ны так или иначе на автобиографическом материале. Несколько по иному пути в освещении те мы войны пошел Н. Осини-н. Участник боев под Ленинградом и Ригой, человек, много раз глядевший в лицо смерти, .переживший и тяжелое ранение, и -плен, Осинин, тем не менее, «пожертвовал» своим богатым фрон товым опытом в пользу детской литерату ры. Почти все его книги рассказывают о «маленьких солдатах», о мальчишках и дев чонках, оказавшихся волею судьбы в страш ном водовороте войны. Сережа Пахомов, Илья Самохин, Инна, Вера — герои повести «Через все прегра ды» — обыкновенные ребята среднего школьного -возраста, выросшие в условиях советской действительности. И -вдруг будто какая-то «машина -времени» переносит их в прошлую эпоху, в тот мйр, о -котором 'ОНИ знали только по книжкам, учебникам и ки нофильмам. Дети советских военнослужа- щих-по-гра-ничников, о-ни оказываются на оккупированной территории и попадают в услужение к латышским кулакам. «Через все преграды» —. повесть приклю ченческая,. Основу ее сюжета составляет ис тория побега Сережи и его друзей от своих хозяев. Повесть, как -и подобает произве дению этого жанра, изобилует неожидан ными поворотами, все время держит чита теля в напряжении. И все же -наиболее интересные страницы ее связаны не с описанием самого побега, а с рассказом о пребывании ребят-на-кулацких хуторах. Здесь возникает воистину драмати ческая ситуация, благодаря которой автору удается .показать всю глубину той пропасти, что отделяет советскую действительность от действительности капиталистической. Эти контрасты и противоречия тем более рази тельны и чудовищны, что увидены они дет ским -глазом, -восприняты и осмыслены жи вым детским умом. Оказавшись на хуторе богатого старика Рейисона, Сергей вначале с любопытством присматривается к образу жизни своих хо зяев, с чисто детскою -наивностью выспраши вает у Петра, младшего сына Рейисона, за чем им столько земли, когда у -соседей- бедняков ее не хватает, зачем они покупают еще коров и св-и-ней, когда в хозяйстве и так работать некому. На что получает не двусмысленный ответ, что о-н, Сергей Пахо мов, выросший в стране «оборванцев», про сто глуп и ничего не смыслит -ё жиз-ни. Вскоре Сергей и cita приходит к выводу, что в «этой» жиз-ни он действительно ниче го не понимает, так как 'перед ним совер шенно другой мир, где поступками людей движут алчность и стяжательство, где гру бое попрание человеческого достоинства считается нормой, обычным явлением. При чем, изображая этот процесс познания Сере жей Пахомовым иного мира, автор не дела ет никаких подсказок своему маленькому герою, предоставляет ему полную возмож ность самому во всем -разобраться, во все вникнуть. Однажды Сергей, рискуя жизнью, спас девятилетнюю внучку Рейисона Марию, упавшую нечаянно в колодец. Спас и с удивлением обнаружил: его хозяева, при всей -их жадности и черствости, при всем их презрении к советским ребятам, оказы вается, способны быть благодарными. Но, как вскоре выяснилось, «благодар ность» эта была всего-навсего «платой» за спасение девочки. Заплатив Сереже за его мужественный, благородный поступок не сколькими лишними ломтями хлеба, хозяева снова затем обратили его в рабочую скоти ну, заставили гнуть спину от зари до зари... И не случайно -именно после истории с Ма рией к Сереже пришло окончательное реше
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2