Сибирские огни, 1975, №6

несет банку сгущенки, другой отдает весь свой сахар, третий кладет пачку табаку («пусть логуновская баба обменяет на база­ ре»)... Но самый «весомый» .вклад в эту коллективную посылку внес бывший сапож­ ник Семенов. У всех на виду из лоскутков кожи он стачал крошечные башмачки. «Бы­ ли они до того малы, страшно в руки взять: уронишь на землю — .не найдешь. — Сюда и .ноготь не влезет, — смеялись кругом. — Неужто нога у него такая? — А то. какая? Семенов обстукал башмачки молотком, пригладил черенком, потом потер суконкой. И вот они заблестели, как стеклянные; И все-то в башмачках было: и каблучок, и носочек, и фигурки наколоты. Иной казак возьмет в руки семеновское изделие, поло­ жит на ладонь и зальется смехом. — Ну, башмак! Ну, и башмачище!.. И хохочет человек, сам не зная от чего, не может остановиться». Посылка отправлена, сделано, как гово­ рится, доброе дело. Но сколько радости доставила эта возня самим отправителям! Погрузившись на ми­ нуту в мир обычных человеческих забот, ка­ заки как бы «отмыли» свои души, снова по­ чувствовали себя способными на любовь, на участие и жалость. «Разволновал душу, раз­ бередил сердце логуновский сын!» В «Рассказах...» есть -несколько новелл о любви. Это и простая, целемудренно-строгая исповедь самого старшины Арбузова о том, как, будучи после тяжелого ■ранения на отдыхе в деревне Журавли, он встретил там славную девушку Сашу («В Журав­ лях»); это и потрясающая своей жестокой правдой история санинструктора Риты, чья внезапно вспыхнувшая любовь к разведчи- ку-лейтенанту так и осталась без ответа, по­ тому что Рита погибла в одном из рейдов («Белые кони»); это и скорбный рассказ о любви сержанта Шишкина и регулировщи­ цы Маши, также трагически оборвавшейся («На перекрестке»). Истории более чем пе­ чальные, -но- именно в них рассказчик, а вслед за -ним и читатель, видит -один из ис­ точников той силы, которая помогла нашим бойцам вынести все военные тяготы. Эти люди — «многострадальные труженики войны» — даже в самых нечеловеческих ус­ ловиях сохранили в себе способность -на­ слаждаться жизнью, жить ее обычными, естественными радостями и заботами, пото­ му они и выжили, -выстояли, победили. И «Три весны», и «.Безумству храбрых...», и «Прощание славянки», и «Рассказы стар­ шины Арбузова» — все эти книги .созда­ ны так или иначе на автобиографическом материале. Несколько по иному пути в освещении те­ мы войны пошел Н. Осини-н. Участник боев под Ленинградом и Ригой, человек, много раз глядевший в лицо смерти, .переживший и тяжелое ранение, и -плен, Осинин, тем не менее, «пожертвовал» своим богатым фрон­ товым опытом в пользу детской литерату­ ры. Почти все его книги рассказывают о «маленьких солдатах», о мальчишках и дев­ чонках, оказавшихся волею судьбы в страш­ ном водовороте войны. Сережа Пахомов, Илья Самохин, Инна, Вера — герои повести «Через все прегра­ ды» — обыкновенные ребята среднего школьного -возраста, выросшие в условиях советской действительности. И -вдруг будто какая-то «машина -времени» переносит их в прошлую эпоху, в тот мйр, о -котором 'ОНИ знали только по книжкам, учебникам и ки­ нофильмам. Дети советских военнослужа- щих-по-гра-ничников, о-ни оказываются на оккупированной территории и попадают в услужение к латышским кулакам. «Через все преграды» —. повесть приклю­ ченческая,. Основу ее сюжета составляет ис­ тория побега Сережи и его друзей от своих хозяев. Повесть, как -и подобает произве­ дению этого жанра, изобилует неожидан­ ными поворотами, все время держит чита­ теля в напряжении. И все же -наиболее интересные страницы ее связаны не с описанием самого побега, а с рассказом о пребывании ребят-на-кулацких хуторах. Здесь возникает воистину драмати­ ческая ситуация, благодаря которой автору удается .показать всю глубину той пропасти, что отделяет советскую действительность от действительности капиталистической. Эти контрасты и противоречия тем более рази­ тельны и чудовищны, что увидены они дет­ ским -глазом, -восприняты и осмыслены жи­ вым детским умом. Оказавшись на хуторе богатого старика Рейисона, Сергей вначале с любопытством присматривается к образу жизни своих хо­ зяев, с чисто детскою -наивностью выспраши­ вает у Петра, младшего сына Рейисона, за­ чем им столько земли, когда у -соседей- бедняков ее не хватает, зачем они покупают еще коров и св-и-ней, когда в хозяйстве и так работать некому. На что получает не­ двусмысленный ответ, что о-н, Сергей Пахо­ мов, выросший в стране «оборванцев», про­ сто глуп и ничего не смыслит -ё жиз-ни. Вскоре Сергей и cita приходит к выводу, что в «этой» жиз-ни он действительно ниче­ го не понимает, так как 'перед ним совер­ шенно другой мир, где поступками людей движут алчность и стяжательство, где гру­ бое попрание человеческого достоинства считается нормой, обычным явлением. При­ чем, изображая этот процесс познания Сере­ жей Пахомовым иного мира, автор не дела­ ет никаких подсказок своему маленькому герою, предоставляет ему полную возмож­ ность самому во всем -разобраться, во все вникнуть. Однажды Сергей, рискуя жизнью, спас девятилетнюю внучку Рейисона Марию, упавшую нечаянно в колодец. Спас и с удивлением обнаружил: его хозяева, при всей -их жадности и черствости, при всем их презрении к советским ребятам, оказы­ вается, способны быть благодарными. Но, как вскоре выяснилось, «благодар­ ность» эта была всего-навсего «платой» за спасение девочки. Заплатив Сереже за его мужественный, благородный поступок не­ сколькими лишними ломтями хлеба, хозяева снова затем обратили его в рабочую скоти­ ну, заставили гнуть спину от зари до зари... И не случайно -именно после истории с Ма­ рией к Сереже пришло окончательное реше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2