Сибирские огни, 1975, №6
колонии юношей и девушек, чье вступление в большую жизнь совпало с началом Вели кой Отечественной войны. Своеобразно его композиционное оформле ние. А. Чмыхало берет три самых напря женных периода из жизни своих героев: весну 1941, весну 1943 и весну 1945. Каж дая из этих вёсен — самостоятельная часть романа и одновременно очередной этап становления героев. Причем в каждой из этих «фаз» герои предстают как бы в но вом качестве — и по своему общественному положению, и по внутреннему, нравствен ному облику. Первая весна — самая радостная, самая безоблачная и счастливая в жизни героев. Мы застаем их в момент, когда ребята за канчивают десятый класс, стоят на пороге новой жизни. Еще никто из них не может даже представить, что этой «большой жизнью» будут окопы, бомбежки, рукопаш ные схватки, что не всем суждено вернуть ся живыми, что эта чудесная весна 41-го — для многих последняя. Юные герои полны самых радужных планов и надежд. Одни, как Алеша и Илья, стремятся поступить в летное училище; другие, как Ахмет, мечта ют о профессии художника; у третьих,.как, например, у Влады, далеко идущие наме рения уехать в Москву, поступить в уни верситет... И, конечно же, у каждого есть еще и сугубо личные «секреты». Костя и Илья, к примеру, влюблены в свою соклас- сницу Владу и, точно два рыцаря-соперни- ка, всячески добиваются ее расположения. Алеша же тайно вздыхает о Вере из деся того «Б», девушке не столь яркой и бро ской, но, по глубокому убеждению Алеши, куда «красивее Влады». С мягким, добрым юмором описывает аётор соперничество между Костей и Иль ей, с искренним участием повествует о сер дечных переживаниях Алеши. Незабываема в романе сцена, когда Алеша, играя в паре с Верой в чеховском «Медведе», никак не решается поцеловать свою партнершу, и та со свойственной ей решительностью начина ет его «учить»... И таких сценок в первой части романа немало; в них так и клокочет, так и бурлит эта озорная, быстротекущая жизнь, наполненная горячими спорами, школярскими проказами, наиврыми мечта ниями и первыми сердечными томлениями... Но в то же время это далеко не идилли ческая жизнь. Автор скупыми, но очень точными деталями везде подчеркивает, что весна 1941-го была временем и тревожным, и трудным, и ответственным. Юные герои А. Чмыхало живут в пору, когда планета наша для веселья была еще «мало оборудо вана» и на каждый праздничный день при ходились десятки тяжелых, напряженных буден. Перед читателями то и дело предстает рабочая окраина Алма-Аты: глинобитные избушки, «приземистые, обросшие бурья ном», грязные кривые улочки, украшенные лишь несколькими голыми карагачами. Не все обстоит благополучно и в стенах школы, где учится Алеша. Здесь, как вско ре убеждается читатель, не только ставят ся веселые самодеятельные спектакли, но-и разыгрываются настоящие драмы, главным режиссером в которых выступает сама жизнь, увы, не всегда справедливая и вели кодушная к нашим юным героям. Вот Але ша и его друзья вдруг узнают, что аресто ван отец их одноклассника Пеуера — герой гражданской войны, комбриг Чалкин. И вскоре они становятся свидетелями публич ного «отречения» Чалкина-младшего от сво его отца. На комсомольском собрании Пе тер во всеуслышание заявляет, что отныне он не имеет ничего общего с отцом. Уже в юношеском возрасте, не покинув еще школьной скамьи, Алеша, и его друзья становятся перед выбором, перед необходи мостью поступать сообразно своим взгля дам и убеждениям. Уже здесь их характе ры подвергаются самому трудному — испы танию на верность. Алешу до глубины ду ши возмущает, что Петер так Легко поверил клевете, слухам о каких-то «документах», якобы обвиняющих его отца: «Чужим по верил, а не родному отцу! И еще какому отцу!» — с неприязнью думает он о Петере. Алеша — максималист; он требует от сво их товарищей, чтобы они были такими же честными, верными и принципиальными, как и он сам. Правда, Алеша не всегда бывает справедлив по отношению к своим товари щам, порой его неистовый максимализм оборачивается жестокостью, больно ранит других. Так, не разобравшись до конца, кто на самом деле выдал их «тайну» — обед в ресторане с учителем историй Гладыше вым,—Алеша обвиняет в предательстве Костю, нанося тем самым своему лучшему другу серьезную душевную травму. Потом он это поймет. Но главное •— повышенная требовательность к себе и к другим, при вычка мерить как свои поступки, так и дей-. ствия окружающих самым высоким нравст венным критерием — остается у Алеши на всю жизнь, становится определяющей чер той его личности. Характеры Алеши Колобова и его друзей окончательно формируются в годы Великой Отечественной войны, ставшей их главным жизненным испытанием. Когда началась война, Алеша и его това рищи стали обивать пороги военкомата, требуя немедленно отправить их на фронт. Оказывается, ребята боялись... не успеть к местам сражений. Как и большинство их сверстников, герои А. Чмыхало были уве рены, что начавшаяся война продлится счи танные дни, что Красная Армия вышвырнет фашистов за пределы советской территории и добьет врага в его логове. Эти настрое ния были следствием распространенных тогда облегченных представлений о гряду щих боях, которые сыграли свою роль в не удачах начального периода войны. Но там, на фронте, воочию убедившись в том, насколько опасен, жесток и вероломен захватчик, герои уже по-иному воспринима ют происходящее: «Костя молчал, наблюдая за тем, как у входа в блиндаж Михеич начинял патрона ми диск ручного, дегтяревского, пулемета. Делал это Михеич не спеша, с професси ональной точностью движений. Что ж, пу леметчик — профессия! Михеич не раз под корень косил вражеские цепи. А ведь пару лет назад это был самый мирный человек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2