Сибирские огни, 1975, №6

колонии юношей и девушек, чье вступление в большую жизнь совпало с началом Вели­ кой Отечественной войны. Своеобразно его композиционное оформле­ ние. А. Чмыхало берет три самых напря­ женных периода из жизни своих героев: весну 1941, весну 1943 и весну 1945. Каж­ дая из этих вёсен — самостоятельная часть романа и одновременно очередной этап становления героев. Причем в каждой из этих «фаз» герои предстают как бы в но­ вом качестве — и по своему общественному положению, и по внутреннему, нравствен­ ному облику. Первая весна — самая радостная, самая безоблачная и счастливая в жизни героев. Мы застаем их в момент, когда ребята за­ канчивают десятый класс, стоят на пороге новой жизни. Еще никто из них не может даже представить, что этой «большой жизнью» будут окопы, бомбежки, рукопаш­ ные схватки, что не всем суждено вернуть­ ся живыми, что эта чудесная весна 41-го — для многих последняя. Юные герои полны самых радужных планов и надежд. Одни, как Алеша и Илья, стремятся поступить в летное училище; другие, как Ахмет, мечта­ ют о профессии художника; у третьих,.как, например, у Влады, далеко идущие наме­ рения уехать в Москву, поступить в уни­ верситет... И, конечно же, у каждого есть еще и сугубо личные «секреты». Костя и Илья, к примеру, влюблены в свою соклас- сницу Владу и, точно два рыцаря-соперни- ка, всячески добиваются ее расположения. Алеша же тайно вздыхает о Вере из деся­ того «Б», девушке не столь яркой и бро­ ской, но, по глубокому убеждению Алеши, куда «красивее Влады». С мягким, добрым юмором описывает аётор соперничество между Костей и Иль­ ей, с искренним участием повествует о сер­ дечных переживаниях Алеши. Незабываема в романе сцена, когда Алеша, играя в паре с Верой в чеховском «Медведе», никак не решается поцеловать свою партнершу, и та со свойственной ей решительностью начина­ ет его «учить»... И таких сценок в первой части романа немало; в них так и клокочет, так и бурлит эта озорная, быстротекущая жизнь, наполненная горячими спорами, школярскими проказами, наиврыми мечта­ ниями и первыми сердечными томлениями... Но в то же время это далеко не идилли­ ческая жизнь. Автор скупыми, но очень точными деталями везде подчеркивает, что весна 1941-го была временем и тревожным, и трудным, и ответственным. Юные герои А. Чмыхало живут в пору, когда планета наша для веселья была еще «мало оборудо­ вана» и на каждый праздничный день при­ ходились десятки тяжелых, напряженных буден. Перед читателями то и дело предстает рабочая окраина Алма-Аты: глинобитные избушки, «приземистые, обросшие бурья­ ном», грязные кривые улочки, украшенные лишь несколькими голыми карагачами. Не все обстоит благополучно и в стенах школы, где учится Алеша. Здесь, как вско­ ре убеждается читатель, не только ставят­ ся веселые самодеятельные спектакли, но-и разыгрываются настоящие драмы, главным режиссером в которых выступает сама жизнь, увы, не всегда справедливая и вели­ кодушная к нашим юным героям. Вот Але­ ша и его друзья вдруг узнают, что аресто­ ван отец их одноклассника Пеуера — герой гражданской войны, комбриг Чалкин. И вскоре они становятся свидетелями публич­ ного «отречения» Чалкина-младшего от сво­ его отца. На комсомольском собрании Пе­ тер во всеуслышание заявляет, что отныне он не имеет ничего общего с отцом. Уже в юношеском возрасте, не покинув еще школьной скамьи, Алеша, и его друзья становятся перед выбором, перед необходи­ мостью поступать сообразно своим взгля­ дам и убеждениям. Уже здесь их характе­ ры подвергаются самому трудному — испы­ танию на верность. Алешу до глубины ду­ ши возмущает, что Петер так Легко поверил клевете, слухам о каких-то «документах», якобы обвиняющих его отца: «Чужим по­ верил, а не родному отцу! И еще какому отцу!» — с неприязнью думает он о Петере. Алеша — максималист; он требует от сво­ их товарищей, чтобы они были такими же честными, верными и принципиальными, как и он сам. Правда, Алеша не всегда бывает справедлив по отношению к своим товари­ щам, порой его неистовый максимализм оборачивается жестокостью, больно ранит других. Так, не разобравшись до конца, кто на самом деле выдал их «тайну» — обед в ресторане с учителем историй Гладыше­ вым,—Алеша обвиняет в предательстве Костю, нанося тем самым своему лучшему другу серьезную душевную травму. Потом он это поймет. Но главное •— повышенная требовательность к себе и к другим, при­ вычка мерить как свои поступки, так и дей-. ствия окружающих самым высоким нравст­ венным критерием — остается у Алеши на всю жизнь, становится определяющей чер­ той его личности. Характеры Алеши Колобова и его друзей окончательно формируются в годы Великой Отечественной войны, ставшей их главным жизненным испытанием. Когда началась война, Алеша и его това­ рищи стали обивать пороги военкомата, требуя немедленно отправить их на фронт. Оказывается, ребята боялись... не успеть к местам сражений. Как и большинство их сверстников, герои А. Чмыхало были уве­ рены, что начавшаяся война продлится счи­ танные дни, что Красная Армия вышвырнет фашистов за пределы советской территории и добьет врага в его логове. Эти настрое­ ния были следствием распространенных тогда облегченных представлений о гряду­ щих боях, которые сыграли свою роль в не­ удачах начального периода войны. Но там, на фронте, воочию убедившись в том, насколько опасен, жесток и вероломен захватчик, герои уже по-иному воспринима­ ют происходящее: «Костя молчал, наблюдая за тем, как у входа в блиндаж Михеич начинял патрона­ ми диск ручного, дегтяревского, пулемета. Делал это Михеич не спеша, с професси­ ональной точностью движений. Что ж, пу­ леметчик — профессия! Михеич не раз под корень косил вражеские цепи. А ведь пару лет назад это был самый мирный человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2