Сибирские огни, 1975, №6
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ В. Шапошников ШЕДШИЕ В АТАКУ Заметки о военной прозе писателей-сибиряков I На необъятной территории нашей страны есть такие места, от самих названий кото рых веет огнем недавних сражений. При упоминании о Белоруссии сразу встают в памяти руийы городов, пепелища сожжен ных деревень да непроходимые леса и бо лота, где нашли смерть от партизанских пуль и гранат тысячи захватчиков; Севасто поль напоминает о бессмертном подвиге мо ряков, державших в течение 250 дней на клочке земли целую фашистскую армию; Сталинград, Орел, Курск звучат как этапы победы, знаменуют начало коренного пере лома в Великой Отечественной войне, при ведшего гитлеровскую Германию к позорно му концу. И таких названий десятки, сотни, и каждое из них воскрешает неповторимую страницу героической летописи... Сибирь. таких батальных ассоциаций не •вызывает. Само слово «Сибирь» звучало в годы войны как «тыл», потому что край этот был тогда нашей кузницей, ковавшей оружие для победы, и житницей, кормив шей армию и народ. Отсюда непрерывным потоком шли на Запад эшелоны с танками, орудиями, самолетами, боеприпасами, про довольствием. Однако Сибирь не только ра ботала на фронт, не только снабжала всем необходимым армию, но и давала Родине новых бойцов, готовила новых защитников. Крепкие, привыкшие к трудностям, зака ленные суровой природой люди,— сибиря ки громили врага и под Москвой, и в лесах Белоруссии, и в ,приволжских степях. Од ним словом, Сибирь тоже нюхала пороху, тоже видала войну, хотя на ее территории не рылись окопы, не рвались бомбы, не скрежетали гусеницы танков. И нет ничего удивительного в том, что сразу же после войны в Сибири появилось немало повестей, романов, рассказов, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Авторы этих книг — бывшие фронтовики. На разных участках фронта, в разных ча стях и войсковых подразделениях воевали омич Петр Карякин и красноярец Анатолий Чмыхало, иркутянин Константин Седых, ке- меровчане Иван Падерин, Анатолий Собо лев и новосибирцы Николай Осинин, Влади мир Сапожников, Петр Воронин... По-раз ному сложились их судьбы после войны, но все они рано или поздно определили свой выбор — стали писателями — и создали на основе лично пережитого, увиденного, вы страданного целый ряд произведений о вой не, внеся таким образом свой весомый вклад в советскую военную прозу. II Когда читаешь романы и повести писате лей-сибиряков о войне, бросается в глаза такая особенность: герои большинства этих произведений — люди одного поколения, вчерашние школьники, сменившие учениче скую ручку на штык, пересевшие прямо со школьной скамьи в окопы и блиндажи. Но прежде чем стать настоящими солда тами, им пришлось многое хлебнуть, испы тать и страх, и боль, пережить смерть дру зей и близких. Именно такую суровую школу прошли юные герои романа А. Чмыхало «Три весны». Налет автобиографизма лежит здесь на многих страницах: он сказывается и в исто рии жизни главного героя Алеши Колобова, и в особой авторской интонации, где отече- ски-нежное, участливое отношение писателя к своему герою соединено с мягким юмо ром, с доброй улыбкой. Но в то же время было бы серьезным заблуждением считать «Три весны» сугубо автобиографическим произведением. Ведь это не просто история жизненных испытаний и духовных исканий юноши двадцать четвертого года рождения Алексея Колобова. Это роман о целом но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2