Сибирские огни, 1975, №5
еще сильнее подчеркивает мысль авторов спектакля о высшем героизме — героизме духа. В столкновении простых рабочих, чье единственное оружие —неукротимая сила духа — с отлаженной гитлеровской госу дарственной машиной, очень важно было найти верный ключ к решению образов вра гов. Чрезмерно самоуверенный, чрезмерно шумливый группенфюрер СС (А. Кондаков) еще не представлял сильного противника для Квангелей Яшунского и Лепорской, чье исполнение овеяно трагедийной силой. Что противопоставляет Праль—Кондаков их упорству? Лишь слепую физическую силу. Но положение изменилось, когда в борьбу вступил другой представитель третьего рей х а—комиссар гестапо Эшерих (А. Лосев). Этот — и пострашнее, и посильнее. Он умен и не менее методичен в действиях, чем его соперник. Нет, это вовсе не смешно —счи тать соперниками старого мастера и блиста тельного следователя. Битва с «невидимкой» ведется по всем правилам следователь ской стратегии. Подчеркивая масштабы сра жения, авторы спектакля (художник Р. Ако пов) соорудили огромную карту Берлина, усеянную флажками,—местами появления открыток. Карта выдвигается из стены ав томатически,—очень солидное сооружение. В итоге двухлетнего сражения Эшерих побеждает. Но, побеждая, гибнет сам. Чело веконенавистническая машина раздавила верного своего слугу, потому что не было и не могло быть у Эшериха ничего заветного, потому что его духовная опустошенность стала катастрофически ясной для него само го. И произошло это именно в момент доп росов Квангеля. Эти диалоги, предшеству ющие самоубийству Эшериха, А. Лосев про водит психологически тонко, показывая про цесс внутреннего саморазрушения своего героя. Сложен и неоднозначен конфликтный узел спектакля. Далеко недостаточно изве даны еще театрами пути воплощения ситуа ции, подобной той, что возникает в романе Г. Фаллады. Пожалуй, со времен экраниза ции «Семьи Оппенгейм» Л. Фейхтвангера не имели еще актеры столь нелегкого задания в раскрытии темы гуманизма на материале жизни Германии периода фашистской дик татуры. Если в основе произведения Л. Фейхтвангера лежала мысль о крахе буржуазного гуманизма, то роман Г. Фал лады, опираясь на растущее самосознание рабочего класса Германии, утверждает побе ду истинного гуманизма. С особенной ненавистью изобличает те атр мещанство, филистеров. Эта категория врагов представляет особую опасность. Именно они, воинствующие мещане треть его рейха, падкие на подачки, своей нена сытной жадностью и скудоумием создавали опору нацизму. Вот один из них —обыва тель Миллек (Е. Лемешонок). В подтяжках и без головного убора выскакивает он, как черт из коробки, почти в тот же самый миг, как. Квангель подбросил в подъезд свою открытку. Оказывается, Миллек уже не сколько часов караулил соседку, чтобы изо бличить ее в недостойном поведении. А тут открытка! Такая удача! Ради того, чтобы выслужиться, этот подленький человечек готов на все. В трагикомическом ключе, на самой гра ни, откуда начинается шарж, проводит роль Клюге В. Харитонов. Ведущая черта его характера —жадность. Клюге все равно, откуда придут деньги —из завоеванной Гитлером Франции или из кошелька Кван геля, которого он поймал на неосторожном слове. И он — отчаянный трус, этот обыва тель и мещанин. Загнанный в тупик, запу ганный, трясущийся от страха, Клюге все же не способен покончить с собой; на лю бую подлость, на любую сделку с совестью готов этот жалкий вымогатель, жертва сво их низменных страстишек. В спектакле есть немало недостатков: слишком растянут и иллюстративен первый акт, излишне крикливы некоторые сцены в гестапо. Но в целом можно утверждать, что свою задачу театр выполнил. В спектакле убедительно показано, что у фашизма не было в войне прочного тыла, что немецкому народу всегда был чужд нацизм, что его лучшие люди, даже не будучи коммуниста ми, участниками групп Сопротивления, всег да стояли в рядах борцов за человечность. Три десятилетия отделяют нас от дня Великой Победы. Время стерло из памяти людей старшего поколения отдельные штри хи и детали. Осталось главное. Оно выра жено предельно кратко, как наказ будущим поколениям: «Берегите мир!» Театры сегодня говорят о войне во весь голос. Они обращаются к поколению, вы росшему в мирное время. Распахивается ли занавес, луч ли прожектора вырывает зло вещий облик отгремевшей войны, цель одна — «Боритесь за мир!» Па сцене сшибаются в смертельной схватке не только фронты, дивизии, полки и роты. Идет схват ка не на жизнь, а на смерть между идеями гуманизма и человеконенавистничества, между социализмом и фашизмом. Всена родный характер этой борьбы подчеркнут гигантским размахом событий,—от далекой сибирской деревни до улиц Берлина прости рается арена боевых действий. Зрители в наших театрах получают заряд ненависти. Но эта ненависть не разъединяет людей и народы. Наша святая ненависть сливается с ненавистью всех честных людей мира к фашизму, к насилию и войнам, ко торые порождает он. Глядя на спектакли о героических 40-х годах, зрители испытывают чувство гордо сти. За советского человека, спасшего мир от коричневой чумы. За наш социалистиче ский строй. За нашу святую веру в ком мунизм. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2