Сибирские огни, 1975, №5
в высших кругах рейха. Но в спектакле, по ставленном' В. Кузьминым, главными героя ми стали рабочие, ведущие подрывную деятельность, создающие ту неверную зыб кую почву, на которой не было твердой опоры у гитлеровского государства. Спек такль краснофакельцев интересен прежде всего как разведчик новой темы. В этом мире, отгороженном от всего све та коричневыми кирпичными стенами, тес но, душно. Здесь невозможно жить, если ты человек, а не бездушный автомат, если ты честен и свободолюбив. В эти мрачные стены втиснуто все игровое пространство спектакля — и квартира Квангелей, и каби нет гестапо, и столярная мастерская, и бе рег реки, и уличная тумба с садовой ска мейкой, и целая аллея педантично подстри женных деревьев, и квартал берлинских домов, и полицейский участок. Сквозь про емы в стенах, как из окон тюремной каме ры, виднеются полотна великих мастеров кисти. В одной из ниш, за фисгармонией — девушка. Ее детски-чистый голосок выво дит звуки шумановской «Лорелеи». Здесь, на площади, прозвучат слова запрещенного нацистами поэта Гейне, с оглядкой произ носятся шуткн и анекдоты. Здесь звучат и песни гнева, боли. Но все перекрывает воз никающий время от времени сухой бара банный бой. — Мы теперь самая богатая нация в ми ре! — в восторге вопит воинствующий ме щанин Клюге. Его радости нет предела — ведь гитлеровские части вошли в Париж, захвачены, растерзаны Чехословакия и Польша. Как удары хлыста, оглашают воздух воз гласы «Хайль!» Но за все надо платить. Ценой жизни сыновей. Ценой ненависти по рабощенных народов. Ценой звания пала ча. И не желают столь дорогой платой рас считываться за авантюры Гитлера лучшие люди Германии. Их мужеству, их неслом ленной воле, их героизму посвятил свой спектакль «Красный факел». Символом всего свершившегося на на ших глазах стал финал спектакля. Отзву чали последние слова группенфюрера Пра- ля (артист А. Кондаков). Они полны расте рянности, тревожных предчувствий: «Так можно и проиграть!» Вновь зазвенели зву ки прерванной было «Лорелеи». В опустев шую квартиру Квангелей, погибших, но не сломленных борцов с гитлеровской тира нией, с красными гвоздиками в руках вхо дит молодая немецкая женщина, рядом с ней с обнаженными головами встают в по четный караул ветераны войны. И перед памп — по одну сторону в распахнутом мундире, как будто сошедший с картины Кукрыниксов «Конец», перепуганный, рас терзанный живой мертвец-победитель, а по другую — в квартире побежденных живет и ширится великое неизбывное чувство че ловеческой благодарности. Сквозь годы и страдания пронесли люди признательность к павшим бойцам. В спектакль вошли отрывки из «Дневника немецкого солдата», подлинные немецкие песенки, создав тот документально-фольк лорный фон, который позволяет смотреть на подвиг двух расширительно, как на ти пическое явление в рабочей среде Герма нии. Постоянно присутствуют на сцене капрал Вендель и рядовой Рогге, раненые ветераны войны. В их уста вложены пе сенки и шутки, они постоянно комментиру ют происходящее. Так, постоянным спут ником их стала песенка с суровыми, жест кими словами: «Кровь зари, кровь зари предвещает мне —умри!» Песенка звучит и в те минуты, когда страдающие отец и мать оплакивают погибшего на войне сына, и тогда, когда на сцене —торжество побе дителей. В этом случае в песенке возникает угрожающий подтекст. Мы восхищаемся героями всех времен и всех народов, поднимаем на щит тех, кто возвысился духом, кто нашел в себе силы пойти, презирая смерть, на бой за убеж дения, за любовь к истине. Героем особого рода предстает в спектакле старый мастер столярного цеха Отто Квангель. Этот угрю мый, нелюдимый старик, тяжело пережи вающий потерю единственного сына, погиб шего за гитлеровские авантюры, отвергает мысль об организованной борьбе с фашиз мом. Он сам, один, с единственной помощ ницей — верной женой Анной — будет мстить! Оружие Квангелей —открытки, ко торые они сами сочиняют, от руки перепи сывают и разбрасывают по подъездам мно голюдных берлинских домов. Квангель зна ет, что обречен, но в том-то и проявляется непреклонная сила его духа, что он готов на смерть. В исполнении Г. Яшунского Квангель — вовсе не фанатик. Он упорен в борьбе, по тому что верует, убежден, что следует по ступать именно так, а не иначе. Он методи чен и упорен, как истинный немец, но он и вдохновлен идеей активного сопротивления. Г!отому-то его радость, когда еще одна от крытка подброшена к людям, истосковав шимся по слову правды, можно сравнить с торжеством летчика, сбившего еще один вражеский самолет. Схваченный гестапо, Квангель узнает страшную истину— почти все его открытки, ради которых рисковал он жизнью, были тотчас сданы перепуганными обывателями в гестапо. Только 18 открыток остались на руках. Ничтожный процент за два года борьбы... Но ведь он, простой мастер, всту пил в единоборство с целой машиной по давления и сумел хотя бы этих 18 человек заставить поверить себе. Даже ради этого стоило жить и сражаться. Счастьем испол ненного долга, спокойствием перед лицом будущих мучений исполнен Отто Квангель— Яшунский, когда произносит свои заключи тельные слова. Куражась над пойманным «невидимкой», в лицо ему плещут из рю мок вино победители. Не шелохнувшись, принимает унижение Квангель. Он не слом лен, он победил. Восхищение вызывает и отважная подру га Отто, его жена Анна (Л. Лепорская). Ведь и она знала наперед, что с ней слу чится. Но пошла навстречу гибели во имя памяти сына, во имя верности мужу. И то, что протест исторгается из груди человека больного, часто прикованного к постели,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2