Сибирские огни, 1975, №5
ко. Только сегодняшнего Данко, нашего современника». Но как же играть современного Данко, прокладывающего людям путь, если гене рал Карбышев, как это известно из доку ментов, побегов из лагерей военнопленных не организовывал, подпольных групп не создавал? Перед авторами спектакля стояла задача воскресить подвиг духа, доказать бесконечную прочность человека, вооружен ного идеей коммунизма. Все прошел пле ненный фашистами генерал —лесть, подкуп, шантаж, подлог, угрозы, физическую рас праву, но ничто не сломило его волю. В од ной из сцен спектакля Карбышев говорит: «Что не имеет расчета прочности, и невоз можно даже его предугадать? Дух, воля че ловека, вооруженность коммунистической идеей». В этих словах ключ к пониманию замысла пьесы и спектакля. Лишенная внешней занимательной пружи ны действия, «Легенда...» состоит из доволь но однообразных, друг друга сменяющих сцен в различных лагерях. Так было в дей ствительности •—Карбышева все время пе ребрасывали из лагеря в лагерь, и авторам пьесы от правды жизни невозможно было уйти. Неизвестно, сумели бы они выбраться из пут ритмического монотона, если бы не нашли острейший конфликт —идеологиче ский поединок между Карбышевым и эсэ совскими заправилами, среди которых вы делялся умом и фанатической преданностью идеям Гитлера бригаденфюрер СС Ганс фон Кроне. Спектакль построен на столкновении двух противоборствующих идей — разрушения и созидания. Очень точно определил «зерно» своего образа А. Щеголев: «Вот смотрите,— говорил он,—Карбышев человек военный, а война разрушает, и книга его называется «Разрушения и заграждения». Однако про чтешь ее, и кажется, что познакомился с человеком не разрушающим, а созидающим. Позднее, узнав подробности его жизни в фашистских застенках, я еще больше утвер дился в этой мысли». Так и действует Кар бышев—Щеголев в спектакле: отстаивает человечное в человеке, всеми доступными ему средствами противостоит разрушению человеческой личности, не позволяет окру жающим его людям сломить их волю, си лу духа. Идея разрушения наиболее полно выявле на в образе фон Кроне, которого играет Б. Каширин. «Играть умных врагов в пос ледние годы стало чуть ли не штампом,— говорил он.—В то же время нам с режис сером казалось, что в спектакле о Карбыше ве такая необходимость есть, что благода ря этому зритель яснее может представить себе, как было трудно Карбышеву, какие изощренные тюремщики противостояли ему». Б. Каширин играет вот такого изощ ренного тюремщика с вкрадчивым голосом и убеждением, что «освободить человека от совести» —значит сделать его свободным от предрассудков, что предательства нет в ми ре, где все забывается. «Вчера я был на кладбище, смотрел на могилы...— раздум чиво, вроде бы про себя, а на самом деле Карбышеву, говорит Кроне—Каширин. — Время стерло надписи на могилах, лежа щих там забыли...» И чем сильнее враг, чем упорнее он в разрушении убеждений и веры в идеалы, в разрушении личности, тем он страшнее — и тем благороднее, выше победа над ним. Поединок между Карбышевым и Кроне завершился фи зическим уничтожением советского не сгибаемого генерала: его облили на морозе холодной водой, превратив в ледяную глы бу. Но физическая расправа —плохой ар гумент в идеологическом споре, сегодня весь мир знает, на чьей стороне правда, на чьей стороне победа. Об этом спектакль- легенда Омского театра. Авторы пьесы в решении своей задачи по шли самым трудным путем —полностью от казались от хроникальной последовательно сти событий, где сюжет развивался бы вмес те с этапами становления личности героя. Мы застаем Карбышева в тот момент, когда уже произошло самое страшное: тяжело контуженного, без сознания его взяли в плен фашисты. Вот лежит Карбышев на брошенном поверх составленных парт мат раце. Бредит. Над драгоценной добычей хло почут врач, медсестра, не сводит глаз с него эсэсовский офицер Ганс Келлер. Знает Кел лер, насколько важно сейчас поднять на ноги пленного, знает, что, быть может, вся будущая карьера зависит от этой минуты. Артист Б. Розанцев создает образ холодно го, расчетливого службиста, хранящего под благообразной внешностью воспитанного человека звериную, не знающую пощады хватку. Впоследствии на основе всей этой истории с «обработкой» Карбышева Келлер сделает головокружительную карьеру и чуть-чуть не сместит даже своего начальни ка Кроне. На одном лишь придется спотк нуться Келлеру —на несговорчивости совет ского генерала. Но вернемся к началу спектакля. В бреду Карбышеву мерещатся переправы, бои в окружении. В лучах прожекторов являются перед нами образы его видений —бойцы, офицеры, грохочет война. Прием «наплы вов» широко используется постановщиком и дальше, создавая ритмические перебивки, расширяя круг действия Сейчас же, вместе с нами, в бредовые видения «вглядывается» и Келлер, свои наблюдения он пунктуально фиксирует в блокноте. К моменту, когда Карбышев очнется от забытья, у эсэсовца уже будет готов план предварительной ата ки. Начнет с безудержной лести: «Вы наш почетный гость —приказывайте». И Карбы шев, еще очень слабый, с больными непо слушными ногами, «приказывает» перевести себя в лагерь общего типа, туда, где и все. Начинается долгая, мучительная «обра ботка» строптивого ученого, знания которо го так нужны сегодня фашистам. На Карбы шева производят и физическое, и психоло гическое давление, опутывают клеветой и ложью. Но несгибаемая воля советского ге нерала, верность присяге, коммунистическая убежденность повсюду, где бы ни оказы вался он, служили самым убедительным примером для ослабевших, разуверившихся. Две сцены в разных лагерях, где дове лось побывать Карбышеву, режиссер за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2