Сибирские огни, 1975, №5
таенной боли, от начала до конца он весь перед нами —открытый, добродушный, озорной. Возможно, сцена выстрела и могла бы прозвучать, если бы получилась другая, предшествующая сцена допроса Вани, по павшего в плен к фашистам. Сама по себе эта сцена не вызывает возражений. Сыграна она очень достоверно. Ласково-ласково рас спрашивает Ваню немка-переводчица (арт. Л. Ошева), напряженно вслушивается в русские слова офицер (В. Питерский). Чув ствуется, что ему сейчас дозарезу необхо димы Ванины показания. Потому-то, услы шав знакомые слова, грозно подхватывает их немец: «Руссиш партизан?» Все в этой сцоне правильно, и даже досада, злость на упрямого мальчугана, не желающего гово рить правду, передана в меру, без «озверения». Но... постойте! Перед нами нечто знако мое: с одной стороны, допрашивающий гес таповец, с другой —■русский мальчик-пар тизан. Что это нам напоминает? Конечно же, ситуация, схожая с аналогичной сценой в «Молодой гвардии». Но какое же срав нение может быть между безымянным офи цером разведки у Катаева и утонченным философом-садистом Клером, да и Ваня Солнцев —не Олег Кошевой. Все это, без условно, так, но все же сцена допроса мог ла быть решена масштабнее, могла бы вы звать более сильные эмоции. А здесь —ее бытовая приземленность, закулисное «ура!» в решающий момент и ворвавшиеся в штаб разведчики, спасающие Ваню, — все это очень традиционно, без выдумки. Ведь су мел же режиссер приподнять над повсе дневностью финал спектакля. Сцена, когда в общем ряду с бойцами повзрослевший, подтянутый Иван Солнцев становится под боевое знамя, и все вместе идут они строем через зрительный зал, по-настоящему вол нует. Поднимаясь с мест, зрители привет ствуют посланцев легендарных 40-х годов. Спектакль томичей «Сын полка» адресо ван юным зрителям. Главная его особен ность в том, что он раскрывает мир детской светлой души, которую не исковеркали ни какие силы зла, поднятые войной. Нам до рого, что Ваня Солнцев не попрошайка и не ловкач, не кандидат в вожаки беспризор ников, как это было бы, окажись мальчуган сиротой в иную историческую эпоху. Нам дорого, что Ванюша, веселый и добрый от природы, остается добрым и благожела тельным, несмотря на все жестокие испы тания, выпавшие на его долю. В этом сила образа, созданного Г. Непорожневой, в этом сила спектакля О. Афанасьева, рас крывающего глубинную связь между фор мированием характера и нашим социали стическим обществом. Нераскрытой в спектакле оказалась тема ненависти, нет в «Сыне полка» сильного, ко варного, внушающего омерзение врага^ Ре жиссер попросту ушел от решения этой за дачи, одной из самых сложных в современ ных условиях. Для того, чтобы проследить за одним из возможных вариантов раскры тия конфликта, пори/..донного прямым стол кновением представивлей противоборст вующих сил, приглашаем вас, дорогой чи татель, на спектакль Омского театра драмы «Так начиналась легенда». Можно не сом неваться, что сильное чувство объединит всех зрителей. Но спектакль о гибели со ветского генерала Карбышева, талантливого ученого, создателя выдающихся трудов по фортификации, патриота Родины и гуман нейшего человека, не вызывает ни чувства тоски, ни уныния. Только гордость за Чело века, только ненависть к фашизму! И это правильно. Сегодня мы не имеем права раз мягчаться, быть слезливыми и добренькими. Сегодня нужно уметь люто ненавидеть — слишком часто еще показывает неофашизм свой звериный оскал, слишком многое еще встает на пути прогресса, свободолюбия, правды. Я. Киржнер написал эту необычную пьесу в соавторстве с А. Мозгуновым и поставил ее в свойственной ему манере — внешне не торопливой и спокойной, но внутренне бур лящей и обжигающей. Поначалу все предвещает традиционный спектакль. Войдете в зал, и вас встретит давно забытый друг —занавес. В оркестро вой яме —чудо! —настоящий оркестр, со стоящий из живых музыкантов. Вот они на страивают инструменты и... нас. Действи тельно, как мы устали уже от всех новаций формы, от магнитофонной музыки, сопро вождающей все спектакли, вплоть до мха товских. Устали от пения под аккомпане мент, заранее записанный на пленку, устали от фальши, окружающей нас в театре, ког да драматический артист только разевает рот, а поет за него певец с консерваторским образованием. Как хочется, чтобы в театре все, решительно все рождалось бы сегодня, здесь, сейчас, на наших глазах. Пускай ак тер прозевал оркестровое вступление, пускай дала «кикс» в неподходящем месте труба, мы простим исполнителям эти погрешности, лишь бы все происходящее было живым, всамделишным. И если сегодня во весь го лос заговорили о ренесансе реализма в те атре, то пусть это возрождение коснется всех его компонентов! Итак, вы вслушиваетесь в звуки настраи ваемых инструментов, шелестите програм мой, и вас не смущают стуки молотков, нет- нет да и раздающиеся из-за кулис. Вы при шли на спектакль-ветеран, редко уже иду щий после семилетнего победного шествия по театрам многих городов, так что недо делки, неполадки простительны. Тихо раздвинулся занавес. В полутьме пе ред нами возникают огромные, во всю вы соту сцены, стелы-надгробия (художник С. Чижевский). На каждой имя: Сомов Ге оргий Васильевич, генерал-майор, Ткаченко Семен Акимович, генерал-майор, Карбышев Дмитрий Михайлович... На этом имени, одном из многих, особенно долго задер жится луч прожектора. И вдруг на высокой ноте взмывает звук трубы. В оркестре за звучала яростная тема борьбы (компози тор П. Дугаев). Исполнитель роли Карбышева А. Щеголев говорил как-то: «Более ста раз выходил я на сцену в роли Карбышева, и всегда во мне жило ощущение, что я должен сыграть Дан-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2