Сибирские огни, 1975, №5
своей жизни, то есть защити своего «я». Во имя общества, его будущего». Нет слов, такая углубленная разработка темы подвига, продолженная мысленно в наши дни, приближает к нам события более чем тридцатилетней давности, заставляет мыслить обостренно, в лад с мыслями героя. К положению, высказанному здесь, мы еще вернемся и убедимся на примере Омского театра, насколько оно'Плодотворно. Но путь философского осмысления героического по ступка вовсе не единственный, он не исклю чает иного решения. Я назвал бы его быто вым, если бы не включал он в себя элемен тов романтики. Теперь мы вновь вернемся к спектаклю Томского театра, чтобы проследить за ло гикой решения «Сына полка» режиссером О. Афанасьевым. Отметим для себя, что нужно очень многое, чтобы ребята-зрите ли бросились на помощь герою, терпящему бедствие. Для этого нужна безраздельная вера в правду всего показанного, нужно вызвать не просто сочувствие, но непре рывное сопереживание. Каков же облик этого спектакля для ' детей? Стволы деревьев совсем натуральные, с ветвями, на которые можно вскарабкаться, что и делает незамедлительно Ваня, когда ему нужно скрыться от сопровождающего. В соответствии с деревьями выглядят впол не реальными дзоты, обгорелый угол кузова полуторки, лежащий на переднем плане. Над всем хозяйством войны—путаница маскировочных сетей. Здесь, среди чуждого ему мира, заблудился одинокий человечек—• пастушок Ваня. Вот, крадучись, вздраги вая при каждом шорохе, пробирается он сквозь сети к нам, к зрителям, на авансце ну. Вот он уже совсем рядом, тянет к нам руки, на лице его робкая болезненная полу- улыбка-полувопрос: «Туда ли я пришел? Неужели добрался?» Этого Ваня не гово рит, но так можно его понять. И вдруг жесткая дробь барабана отбрасывает маль чугана из нашего времени в далекое воен ное прошлое. Теперь на сцене фашисты. Их дозор грозен, но и пуглив, чувствуется, что им неуютно на русской земле. А в том, что это советская земля, мы не сомневаемся, потому что с самого начала слышится, как плачет-надрывается белорусская «Перепе- лочка». Мелодия эта, видоизменяясь, бу дет сопровождать весь спектакль, станет лейтмотивом Вани Солнцева и в зависимо сти от обстоятельств будет тосковать или веселиться. Запев спектакля —о несчастье, приноси мом войной. Он несет эмоциональный заряд сочувствия, сострадания к осиротевшему мальчугану. Но мы еще ничего не узнали о личных качествах Вани, а не узнав, не смогли полюбить. Поэтому уже в следую щем эпизоде режиссер и исполнительница роли Г. Непорожнева сделали все возмож ное, чтобы завоевать симпатии: Ваня пред стает таким лихим и озорным парнишкой, что не восхищаться им юные зрители не мо гут. Ну, разве не мечтает каждый мальчу ган быть ловким, изворотливым, неулови мым! А этот Ваня от самого Биденко, опыт нейшего разведчика, сумел удрать. А ведь Биденко-то, подумать только! —веревкой к себе Ваню привязал. А Ваня и говорит ему: «Все равно убегу!» И в зал подмигивает. Ребята в восторге хохочут, а режиссер обыгрывает сцены побега, сцены подтруни вания товарищей над неудачливым Биден ко подробно, со вкусом, изобретательно. Вот и прихлынули симпатии к Ване-удальцу и ловкачу. Но лишь только завоеван этот маленький плацдарм, режиссер тотчас развивает успех в нужном направлении. Следуют одна за другой две сцены боевой выучки. Сыграны они весело, увлеченно, но за внешней за нимательностью—идея дисциплины, необхо димой для военного человека муштры. Ка залось бы, что поучительного можно извлечь из простейшего факта —•портянки боец дол жен заворачивать быстро и аккуратно? Но весь этот эпизод играется крупно, превра щен в самостоятельную сцену. Бойцы при готовили Ване подарок —новенькое, с иго лочки обмундирование. Стоят перед «пас тушком» самые настоящие, первые в жизни сапожки, и перехватило дыхание у мальчу гана. Кое-как намотав портянку, сует он по спешно ногу в сапог и кричит испуганно: «Не лезут!» Внимательно, даже слишком внимательно разглядывает разведчик непо слушные сапоги и заключает —придется выбросить. «Нет!» —что есть мочи вопит Ваня. И тогда бойцы усаживаются с ним рядом, как по команде сбрасывают правый сапог, одновременно берутся за уголок пор тянки и по счету «раз!» мгновенно обора чивают ногу: «Куколка!» Завороженно смот рит на «фокус» Ванюша. А бойцы этак не брежно раз за разом повторяют манипу ляцию. Но хитрый «пастушок» не теряет времени даром, пригляделся как следует и сам —раз-раз —лихо обернул ногу портян кой. «Куколка!» —заключает он к великому удовольствию зала. Следующая сцена —у капитана, куда от правился Ваня в новом обмундировании. Нужно видеть, сколько гордости за свой бравый вид и' сколько застенчивости оттого, что уж больно он сам себе сейчас нравит ся, принес Ваня в землянку командира. Больших усилий стоило капитану Енакиеву не разулыбаться. Но ведь нельзя! И потому сухо звучит голос: «Обмундирование вижу, бойца не вижу!» Обиделся Ваня? Еще как! Растерялся до слез, но сумел взять себя в руки, вышел за дверь, поправил ремень, и вот уже звенит его голосок: «Разрешите до ложить...» Отныне Ваня будет козырять по делу и без дела, к месту и не к месту, но козырять будет четко, браво, с удо вольствием. В этих эпизодах столько же назидания, сколько и веселой, азартной игры. Мужает Ваня Солнцев быстро, прямо на наших глазах взрослеет, все чаще мы видим его серьезным. Но не получилась ни у режис сера, ни у исполнительницы сцена, когда Ваня делает выстрел из пушки по фашист скому логову «за мать и за отца». Этот вы стрел святой мести совсем не подготовлен ни драматургически, ни исполнительски. У Вани Солнцева мы так и не увидели за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2