Сибирские огни, 1975, №5
гонщвцы Клавдии (Г. Российская). Вернул ся с фронта ее муж (А. Дахненко), пора зился достатку, в котором живет жена. Но вот узнает его истоки — из сундука извле каются одна за другой рубахи друзей Анд рея Ворохова. Эти рубахи в обмен на «пер вач» приносили вдовы погибших. Узнает по одежде своих боевых друзей Андрей, по имени называет каждого, где погиб, вспоми нает. И нет меры его гневу, презрению, брезгливости. Жене сказал, чтобы с покло ном все раздала по принадлежности, сегод ня же! И вышел прочь из избы. Сцена за сценой раскрываются перед нами «душ зо лотые россыпи». Ничем не купишь, не раст лишь этих людей! Крепко уцепились они за дело, не отор вешь! С радостью вглядываешься в их по ступки, вслушиваешься в речь: все эти «чо», «нонче», «каку» (вместо «какую»), «слиня ла» (вместо «постарела») — все это сибир ское, ядреное, сочное. А рядом с этим зву чит новое, рожденное новыми отношениями людей села. Невозможно не аплодировать вместе со всем залом, когда слышишь со сцены: «Пускай Калинин после войны са мую большую награду выдаст солдатским вдовам!» И как не всплеснуться аплодис ментам, когда в ходе диалога негромко, раздумчиво прозвучит-пропоет фраза: «Вой на каждого метит — баб морщинами, му жиков орденами да ранами... А от погибших остается немного, похоже, только ордена...». Помолчав, добавит Ворохов: «А еще Россия!» Под финал пьесы щедро соединяет драма тург хороших людей, любимых своих геро ев. Трудно шли навстречу друг другу вдо ва. Полянка (Т. Ожигова) и председатель колхоза Плетнев —Н. Чонишвили. Совсем было сбилась с пути отчаявшаяся Полинка. да и Плетнев, погруженный в хозяйствен ные заботы, утратил всякий вкус к миру красоты. Плетнев у Чонишвили человек уди вительно основательный и не просто добрый, но совершенно беззлобный, лишенный и те ни чванливости, до боли отзывчивый на чужую беду. Случилось же так, что единст венным выходом для спасения спившейся Полинки представился Плетневу ее брак с надежным человеком. Не раздумывая, бряк нул при всех: «Замуж тебя беру, Полинка!» Ворохнулось что-то в груди у вдовы,—бы лая гордость взыграла, что ли? Только вспыхнула она и наотрез отвергла предложе ние: «А я пропью всю твою семью-то!» Ну жен был долгий путь взаимного распозна ния, уступок, чтобы в конце радостно, ши роко и открыто улыбнулись друг другу эти двое немолодых, много переживших людей. В финале спектакля откуда-то сверху вновь легко-послушно прилетело-спустилось панно, похожее на лист дерева. Только те перь те же березки, изображенные на нем, скворечник да бурое невзошедшее поле представляются нам весенней, набухающей новыми соками жизни картиной. Интересно складываются новые традиции в раскрытии героики фронта. Все реже можно увидеть спектакли, показывающие сам подвиг. Нет или почти нет спектаклей, где бы стреляли пушки и пулеметы, падали раненые, ползли, зажав кинжалы в зубах, бойцы-разведчики... Но именно такой спек такль я увидел недавно на сцене Томского драматического театра. Шел «Сын полка» по В. Катаеву. Бойцы выкатили на сцену массивное, сов сем похожее на настоящее орудие, устано вили прицел, зарядили. Вспыхнуло пламя, раздался грохот выстрела, сцену заволокли клубы дыма. Ваня Солнцев без устали по давал снаряды, отбрасывал стреляные гиль зы. Один за другим падали убитые артил леристы. Здесь, среди дыма и трупов, смер тельно раненный капитан Енакиев назвал Ваню «сынком»... Казалось бы, такое изо бражение войны с помощью внешних ак сессуаров —давно отработанный прием. Раз ве может театр состязаться в силе прямой изобразительности с кино и телевидением? Но вот — поди ж ты! Ваня Солнцев отстал от разведчиков. За жав в зубах кинжалы, они уползли, оставив мальчугана, и тот занялся разведкой в оди ночку. Раскрыл букварь, уселся, свесив ноги в оркестровую яму, и срисовывает себе рас положение немецких пушек. Позади появ ляются фашисты. Ваня их не видит. Зато видят девчушки, сидящие рядом со мной в зрительном зале. И не выдерживают напря жения их пылкие сердца. С криком «Ваня, берегись!» девочки бросились к рампе. Взрослым едва удрлось утихомирить взвол нованных зрительниц. Что же выходит — бьются в унисон с Ва ниным ребячьи сердца? Получается так. По лучается, что объективная оценка зрителя вошла в противоречие с теоретическими вы кладками. А о том, что пора отказаться от показа самого подвига, но сосредоточить внимание на раскрытии его истоков, нам приходилось слышать не раз. Вот я читаю одного из апологетов философского подхода к теме войны, размышления о сегодняшнем прочтении «Молодой гвардии» в Централь ном детском театре. Аспект, который пред дожил автор инсценировки А. Алексин в трактовке бессмертного подвига комсомоль цев 40-х годов, поистине поразителен. Ока зывается, «Молодая гвардия» может про звучать совсем в новом качестве, отразив многие насущные проблемы духовной жиз ни нашего времени. Те, кто видел спектакль П. Хомского, могли убедиться, насколько горячо, заразительно и глубоко раскрыт те атром идеологический поединок между Оле гом Кошевым и его будущим убийцей фельдкомендантом Клером. «Клер исходит из кантианской посылки о конфликте между счастьем и долгом как неразрешимом про тиворечии личности,—пишет Н. Велехова («Правда», 6 декабря 1974 г.).—Он пыта ется убедить юношу в том, что верность долгу сделала его несчастным, и предлага ет отречься от своих идеалов во имя сохра нения жизни. Олег действует в трагедийной ситуации, когда высокий гражданский вы бор оказывается тождествен выбору смерти. Но иной выбор был бы уничтожением лич ности. Подвиг Олега есть утверждение лич ности, хотя он отказывается от спасения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2