Сибирские огни, 1975, №5
РСФСР, в спектакль, который в течение ряда лет не сходит с афиши не только Ом ского, но и многих других театров. В при нтах такого серьезного успеха стоит азобраться. О чем пьеса и спектакль омичей? О стой кости женщин тыла, выстоявших в лихую /одину испытаний? Да. Но об этом есть и другие прекрасные произведения, кино картины, например. Одна частушка чего стоит: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Но, может быть, как-то по-особо му остро говорится в спектакле о горечи потерь, и все дело в том, что воскрешается здесь память о тех, кто не вернулся, кто жив в сердцах живущих? Но и в такой по становке проблемы еще не было бы чего-то совершенно нового, необычного. Напрасно искать ответ и в утверждении, что сила пьесы в «глубине размышлений и горечи памяти народной», как утверждал рецен зент «Советской культуры» В. Карасев (23 августа 1974 г.). Нет, «Солдатская вдова» в Омском театре менее всего представляет собой неспешные раздумья, менее всего призвана воскрешать чувства горечи. Спектакль этот —о радости! Да, о радо сти побед над поднявшимися вдруг мут ными силами индивидуалистического во имя торжества общего, коллективного на чала. О радости победы человека над соб ственной слабостью, о радости обретения любви, о счастье быть добрым. Пожалуй, ближе всего к разгадке темы спектакля, как и всего направления Омского театра, подошла критик Н. Балашова: «Тема люб ви активной, действенной, открытой людям, направленной на украшение жизни, прохо дит в том или ином своем преломлении че рез все спектакли Омского театра» («Лите ратурная Россия», 30 августа 1974 г.). В спектакле, бесспорно, присутствует «торжество эмоционального начала над хо лодным бездушным расчетом». В этом театр видит залог победы гуманистических идеа лов, залог светлого грядущего. Это ведущее начало «Солдатской вдовы». Но обратимся непосредственно к пьесе и спектаклю. Перед нами на небольшом панно три го лые березки, скворечник и кусок поля, бу рого, незасеянного (художник М. Щеглов). С первыми тактами музыки, словно лист на ветру, панно вздымается ввысь, открывая громоздкие, неуклюжие, сложенные из столетних кондовых бревен, срубы. Мос точки, перила, переходы — все добротное, вековечное. И вдруг пронзительная мелодия-вскрик поражает наш слух. Недоброе предвещает она. Пускай дальше прозвенит частушка, милуется со своим муженьком Алешкой черноглазая певунья Полинка, пускай лихой дробушечкой пройдутся девчата, нота тоски не исчезнет. Она вновь и вновь прозвучит- простонет: «Горе-горькое по свету шляло- ся...» Улыбка, радость, достаток—все взор вется одним страшным словом «Война!». Пойдут одна за другой наплывать беды. Похоронки, запила с горя Полинка... Столк нувшись с людской черствостью, чуть было не умерла Марийка: вынужденная взамен прогульщицы отправиться за сеном в поле, она в пути, на морозе родила. Сын погиб, и сама Марийка только чудом осталась жи ва. Поднимаются мутные силы стяжатель ства, накопительства — бесстыжая Клавдия стала гнать самогон и .наживается на чу жом горе, на чужой слабости. Все мрачнеет в селе Зеленый Привал. До самого горизон та убегают избы, и все они кажутся посе ревшими, покосившимися. Пошатываясь, бредет пьяненькая Полинка, а навстречу ей кружится опустелая громада срубов, кру жится все село. Пронзительной, истошной нотой тоски и отчаяния заканчивается пер вое действие. Кажется, пружина сжата до отказа. При хлынули беды, нет конца горю-злосчастью. Но есть вера в победу, есть вера в будущее. Она не угасает ни у Марийки, берущей на себя непомерную тяжесть дел, ни у Плетне ва, однорукого после финской войны пред седателя колхоза. Жива вера у людей это го далекого сибирского села, одного из мно гих кормильцев фронта. Кульминационной точкой «сжатия дейст вия» у омичей прозвучала сцена с «расхи тительницей». Поймали ее с поличным — набила ка-рманы зерном. И вот предстала пе ред судом односельчан рано состарившаяся женщина, мать, которой нечем накормить детей. Гневно кричат ей бабы: «Воровка!» А она не имеет сил противиться. Стоит с опущенной головой, и плетьми висят вдоль туловища ее узловатые руки. Им сейчас, этим рукам, страшно неловко, привыкли они к работе, а сейчас — висят нелепо. Дело подсудное, в войну с расхитителями посту пали строго, чтоб другим неповадно было. Но председатель колхоза вдруг обнаружил у провинившейся неотправленное письмо к мужу на фронт. Вроде бы и не к месту, не по делу оно, но прочел. «Все у нас хоро шо, — писала женщина, — детишки сыты- обуты, колхоз о нас заботится, ты об нас не убивайся, бей проклятых извергов...». При тихла толпа, зашмыгали носами бабы, не ловко переминаются, стараются не глядеть на «воровку». Великая человеческая добро та берет верх. Простили они ее. А простив— отстояли и перед следователем, и перед ми лиционером. Сцена, начатая драматически, неожиданно завершается чуть ли не в коме дийном ключе. Вот с этой-то сцены и произошел пере лом в течении спектакля. Отныне все чаще будут раздаваться шутка, смех. Будут сме яться по любому поводу и вовсе без пово да. Сидят в правлении колхоза председа тель, парторг и еще кто-то. Звонок по теле фону. О чем там идет у председателя кол хоза разговор с секретарем райкома, мы так и не узнаем. Но хохочет-заливается Плет нев — Н. Чонишвили, глядя на него хохо чут все присутствующие на сцене, а следом и мы, зрители. Просто дела пошли на лад, вот и веселее стало людям. Растет, ширится человеческое братство. Нет, война не озлобила людей, не разъеди нила. Коллективизм — порождение Велико го Октября, берет верх над мутной волной своекорыстия. Сильную сцену драматург предложил, а театр сыграл в доме у само-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2