Сибирские огни, 1975, №5
лучше, обогащаются новыми прекрасными чертами. Сегодня уже не грохочет над го- родком война, сегодня новая жизнь ворва лась в мир, наделяя людей радостью. Се годня эта новая жизнь подарила Марьке свободу выбора. Пусть же она примет этот бесценный дар из рук тех, кто его завоевал. Философская углубленность —характер ная черта всей дальнейшей разработки те атрами темы войны. Обратившись к вели колепной повести Ч. Айтматова «Материн ское поле», Новосибирский ТЮЗ создал произведение глубокое и страстное. Автор инсценировки и режиссер Л. Белов не стре мился к этнографической точности ни в изображении обычаев, ни в оформлении, ни в костюмах. Образ спектакля был решен весьма своеобразно и просто: на сцене не было ни поля, ни знаменитых гор Кирги зии. Но землисто-коричневые камни, напо минающие не то степные изваяния, не то стелы, давали ощущение запущенных паст бищ и пашен, ощущение стонущей, взыва ющей к отмщенью земли (художник Р. Акопов). Центр сцены занимал "очаг, по гасший вместе с уходом мужчин на войну. Над очагом висел большой казан, никому теперь не нужный. А когда-то вокруг него суетились женщины, готовили пищу, соби ралась большая дружная семья. Толгонай, счастливая жена и мать трех сыновей, ра достно встречала вернувшихся с поля муж чин. Вместе с любимой невесткой Алиман ухаживали они за усталыми работниками. И не было человека счастливее Толгонай... Все отобрала, все перевернула война. Встала на место мужа колхозным брига диром Толгонай. Но рушится хозяйство: «хомуты разбиты, в кузнице угля нет...» До последнего зернышка сдан хлеб для фрон та. А чем кормиться самим? Нашла Толго най выход —засеять свободный клин зем ли. Но где взять семена? Одного за другим уговаривает бригадир отдать последнее, оставшуюся горстку зерен внести в счет бу дущего урожая, иначе гибель всем детям, старикам и старухам. Тяжелее всего дает ся доброй Толгонай суровость, хотя и зна ет она, что сейчас иначе нельзя. Где моль бой, где окриком, а где и силой собирает она спасительные семена. Жестокость во имя добра. Особенно трудно пришлось Тол гонай с Айшой, ближайшей ее соседкой и подругой,—никак не хотела несчастная женщина, многодетная вдова расставаться с заветным мешочком зерна. Эту сцену очень сильно проводили А. Гаршина (Тол гонай) и К. Осипова, создавшая образ оту певшей от горя, слез и забот Айши. Суровой была в те годы и любовь. Сын прислал телеграмму —их эшелон пройдет мимо родимых мест на запад. Вместе с Алиман (артистка Г. Мамлеева) Толгонай дежурит сутками на станции. А эшелоны в те времена мчались быстро, безостано вочно. Вот замелькали вагоны, шум поезда сливается с возгласами людей. Мечется Алиман, громко, протяжно кричит Толгонай имя сына: «Касы-ы-ым!» Увидела ли она его? Быть может, лишь мельком. А может быть, и вовсе не его? Но в последующем монологе (Толгонай—Гаршиной режиссер передал и функции чтеца от автора) у акт рисы звучала великая радость и боль Ма тери за сына, защитника Родины, за сыно вей, посланных на защиту Материнского поля. А когда погибли один за другим муж и все три сына, осталась Толгонай'одна. Про должательница рода? Но нет мужчин, и прервалась связь поколений. Хранит мать нежную привязанность к невестке, и та платит ей теплотой, преданностью памяти Касыма. Но жизнь взяла свое —согрешила Алиман, будет ребенок. В душе матери проносится вихрь раздумий: «Забыла честь... предала память сына...» Но будет ребенок, и нет в том греха. Нужно, чтобы новый хлеб рожала земля, и нужно, чтобы продолжался народ. «А если жив народ, значит, жива и я, значит, жизнь прожита не зря». Эти слова, произносимые после сцены сумятицы чувств неожиданно про сто, с облегчением, становились логиче ским центром монолога. Умерла при родах Алиман. Нелегко старой одинокой женщи не бороться за жизнь маленького. Да и кто он ей, этот появившийся на свет ребенок? Совсем посторонний... Но взяв его на руки, впервые за многие годы увидела Толгонай рассвет, услышала в небе жаворонка. Ве рит она—люди добры, они не дадут им погибнуть. «Смотри, и ты, как жаворонок, взовьешься в небо»,—тихо говорила Толго най— Гаршина, качая колыбель. Тихонько поскрипывала, раскачиваясь, люлька, не громко звучала колыбельная, и всю сцену заполняли люди. Народ вышел приветство вать новую жизнь. Они пели вместе с Тол гонай вечную мелодию жизни —ласковую колыбельную. Торжественным гимном доб ру и человечности звучал этот задушевный финал спектакля. Роль Толгонай стала од ной из лучших в творческой биографии Анастасии Гаршиной. Образ киргизской женщины-матери, благодаря четкой граж данственной позиции актрисы, ее умению мыслить на сцене широкими образными ка тегориями, превратился в обобщающий образ советской Матери. Победитель зонального смотра Всесоюз ного фестиваля национальной драматургии в честь 50-летия образования Советского Союза, спектакль «Материнское поле» был показан в Ленинграде. Там он произвел особое впечатление: кому, как не ленин градцам, памятны жестокие отметины вой ны. В зале мелькали платки, долгими апло дисментами благодарили зрители новоси бирских артистов. Большой успех выпал на долю еще од ного спектакля сибиряков о подвиге тру жеников тыла в годы войны. Речь пойдет о «Солдатской вдове» Н. Анкилова в поста новке Омского драматического театра. Го сударственная премия РСФСР им. Стани славского за 1973 год—достойная оценка вдохновенного труда постановочного кол лектива. История создания пьесы и спек такля —это история о том, как скромный телевизионный сценарий омского журнали ста в итоге работы с театром превратился в популярную пьесу известного ныне дра матурга лауреата Государственной премии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2