Сибирские огни, 1975, №5
студенческих строительных отрядов с их суровым уставом и не менее суровым бы том, сегодня выбор может быть только в пользу самоограничения во имя «счастья трудных дорог». Таков неизбежный вывод из спектакля Д. Шаманиди, хотя в красно- факельской «Золотой карете» присутствуют и другие краски. Далеко ие со всем можно согласиться в рецензии В. Лендовой и С. Зайцевой «Под пеки и потери», напечатанной в «Советской Сибири» 1 ноября 1974 г. Последовательно, шаг за шагом доказывают критики, что все я спектакле не так, как у Леонова, и все здесь не удалось. Главный аргумент в до казательствах— «Леонов думал иначе», «у Леонова эта сцена написана по-другому». Воскрешая недоброй памяти «теорию» бес конфликтности, авторы уверяют, что «кон- фликт у Леонова не между отдельными ге роями, он проходит через душу каждого», иными словами —вновь перед нами схема «внутреннего конфликта». Создав свою концепцию в прочтении леоновской пьесы, критики прикладывают к ней увиденное в краснофакельском спектакле и, конечно же, не находят соответствия. Разночтение начинается уже с внешнего облика спектакля. Вместо леоновской «про стой н страшной» картины разрушенного здания, где, по словам критиков, «война еще дышит и глядит воспаленными глазами из всех развалин», режиссер вместе с ху дожником Р. Акоповым предложили по- своему красивую картину «с неуязвимой стройностью классических колонн, с эф фектно повисшими в воздухе пустынными лестничными маршами». Вряд ли стоило сразу отвергать такой принцип решения только потому, что у Леонова иные ремар ки. А что если предположить, что режиссеру важно, чтобы черты былой красоты этого маленького «за дремучими лесами Китеж- града» проступали даже теперь, после раз рушений жестокой войны? А что если театр говорит нам сейчас — все поправимо, при ложи силы, и ты воссоздашь город мира и красоты? Для этого мира не покладая рук тру дится Мария Сергеевна, скромная женщина с сильным характером, председательница горсовета. Продолжательницей ее дела го това стать дочь Марька. Здесь находит свое призвание скромный труженик Непря- хин. Здесь проходит судьба ослепшего на войне Тимоши, человека чистой души, кото рого война заставила расстаться с мечта ми о призвании и с единственной любовью. В раненом городе к раненым людям при хлынули все наши симпатии. Мы понимаем, что здесь теперь проходит линия фронта, что вот в этих руинах'—точка приложения сил замечательного человека Марии Серге евны. Она делает свое обычное, будничное, порою грязное, но всегда необходимое лю дям дело, потому что стране нужно воз рождать города, нужно, чтобы выпрями лись сломленные было люди. Перед Мари ей Сергеевной возникал призрак «золотой кареты», ее звали, она могла бы уехать вместе с дочерью, но осталась, как верный своему долгу солдат. Центральный конфликт пролегает между полковником Березкиным, «суровым мсти телем с детскими глазами», и дезертиром Щелкановым. И хотя не нанесет свой удар Березкин (Г. Яшунский),—потому что жертвами его станут ни в чем неповинные жена п дочь предателя,—конфликт все равно непримирим. В конфликт втянуты все действующие лица. На сторону Берез кина, не задумываясь, становится Мария Сергеевна, она не может простить мужу его трусости. Но, в отличие от полковника, эта столько пережившая женщина знает слишком многое, чтобы быть так же кате горичной в своих утверждениях. Марии Сергеевне война известна не только по од ну сторону фронта, поэтому, отдавая долж ное целостной натуре Березкина, она не мо жет разделить его ригоризма. В своей «ка рете успеха» приезжает вместе с сыном в город своего детства и первой любви из вестный теперь академик Кареев. Что же заставляет этого значительного человека прийти к Марии Сергеевне и выложить пе ред ней свою душу? Е. Лемешонок играет центральную сцену роли как исповедь че ловека, стремящегося к переоценке всех прежних ценностей. В этой сцене покидает Кареева его холодноватая надменность, и предстает внезапно помолодевший, взвол нованный, размашистый человек. В конфликте Березкина —Щелканова со вершенное предательство заставляет всех героев пересмотреть свои взгляды на такие понятия, как долг, совесть, жертвенность и самоотверженность. Осуждает ли театр Марьку за то, что глушит она в себе лю бовь к слепому другу детства, что покида ет она разоренный войной городок во имя соблазна более легкой и счастливой жизни? Не напоминает ли это дезертирство, по добное тому, что совершил отец Марьки? Самый сложный это вопрос в понимании спектакля краснофакельцев. Кареевы, отец и сын, ведут себя в этой ситуации совершенно недвусмысленно, со блазняя Марьку всеми доступными им средствами. Молча уйдет в ночь Тимоша, освободив Марьку от всех обязательств по отношению к нему. Скроет от девушки со держание письма, разоблачающего ее отца, полковник Березкин. Остается Мария Сер геевна, воплощение разума и совести спек такля. Хотела, очень хотела сказать она — нет, не уезжай, но сказала «да». А что же Марька? Правы рецензенты, когда пишут, что в исполнении Н. Смердовой перед нами воз никает настолько чистое, юное и светлое существо, что вопроса о компромиссе с со вестью даже не возникает. Если в чем и ви новата эта Марька, то разве лишь в том, что в сожженном, разоренном городке жи вет верой в чудо, надеждой на счастье. И когда эта Марька, смеясь и плача, пережи вая, может быть, в своей жизни самое большое горе и счастье, словно вихрем под хваченная, исчезает на подножке золотой кареты, благословляешь этот вихрь. Так в чем же дело? В итоге столкновения разрушающих сил войны с силами добра побеждает человеч ность, торжествует великая вера в счастье. Люди выходят из горнила испытаний чище,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2