Сибирские огни, 1975, №5
ИСКУССТВО Л. Баландин О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТИ, О СЛАВЕ (ТеатрыСибирик30-летиюПобеды) Сегодняшними глазами взглянуть на Ве ликую Отечественную войну, познать смысл и значение нашей Победы, сделать невоз можной для кого бы то ни было самую мысль о реванше, о развязывании новой, еще более страшной, кровавой бойни,—вот что, каждый по-своему, отстаивают совет ские мастера кисти, пера, сцены. Война — ожесточение, противоестествен ное, античеловечное порождение фашизма. Такова движущая пружина широко про шедшего по театрам спектакля о подвиге старшины Васкова и его взвода девчат. Но восибирский ТЮЗ прочитал «А зори здесь тихие...» как песню о добром, человечном сердце. Этим девчатам рожать да кормить бы детишек, быть заботливыми воспитате лями нового поколения, но долг повелел им идти на смерть —и они пошли. Не к лицу им, призванным вносить в мир нежность и красоту, грубая шинель солдата, не по росту, не по силам тяжелая трехлинейка. Режиссер и исполнители явно настаивают на этом несоответствии. Когда идут до зором пятеро девушек-бойцов со старши ной во главе, когда неловко оступается Со ня Гурвич (К. Осипова), когда задает свои наивные вопросы девушка по прозвищу «Четвертак» (М. Малахова) и бредет, не лепо прижав к животу тяжелую винтовку, в зале возникает добродушный смех. Ниче го внешне героического не совершают бой цы старшины Васкова, гибнут одна за дру гой, гибнут совсем не эффектно, порою не лепо. Но отчего же возникает и растет от сцены к сцене чувство гордости за этих «негероичных» девчат, почему так безраз дельно отдает им зритель свои симпатии и такой болью отзывается в сердцах их гибель? Режиссер В. Орлов показал поражающий нас контраст между обыденностью облика, повседневного поведения девушек-зенитчиц и высоким смыслом их служения Родине. Вот: только что видели мы их за будничны ми делами: осваивают нелегкий солдатский быт, мечтают о кавалерах, о танцах, озор ные, веселые, порою капризные... и вдруг — пуля или нож фашиста, или топь болотная, которая засасывает Лизу Бричкину при вы полнении ею задания. Простые, очень «до машние» девчата, ну, совсем-совсем сегод няшние, такие же, как и сидящие в зале зрители, вдруг вырастают в наших глазах, становясь в один ряд с теми, чьи имена вы сечены на стелах Монумента Славы, в па мять о которых горит Вечный огонь. Эта мысль подчеркивалась всеми поста новочными средствами. Если в бытовых сценах звучали песни в исполнении Утесова, Шульженко, то в минуты гибели возникала величественная хоральная мелодия, резко менялся свет, поворотом щита, на фоне ко торого оказывалась погибшая, раскрыва лась картина, промелькнувшая в последний миг в ее сознании. Простые, мирные сценки, вступая в решительный контраст с данной минутой, вызывали чувство острой, щемя щей боли. Именно в эти мгновения с осо бенной ясностью открывалась мысль и ху дожника К. Лютынского, который избрал образом спектакля обгорелые березки. Они обрамляли каждую сцену, входили в непо средственное соприкосновение с героями. Новосибирский академический театр опе ры и балета одним из первых в стране по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2