Сибирские огни, 1975, №5
ков, записанные мной в Абганеровском рай оне Волгоградской области у слепой 75-лет ней старухи Саганки Сарановны Хечеевой. С живейшим интересом слушал он, а в кон це беседы сам - пересказывал ¡в семейном кругу эти песни про путешествие калмыков с Волги через Алтай в Джунгарию, про от каз калмыцкого князя Аюка-хана гетману Мазепе идти на оговор со шведским коро лем Карлом XII, про надежный союз Пет ра I с Аюкой. Ему было занятно знать, как исторические события отложились в фольк лоре. Этими песнями нельзя не увлечься, они трогают своей неподкупной любовью к Родине-матери: Вода родной Волги-реки Слаще изюма, вкуснее сахара. Шолохов очень внимательно выслушал рассказ комбайнера С. Э. Петруева, пере данный мной по свежей памяти. С этим че ловеком я встретился в экспрессе Москва— Волгоград. Сталь Эрендженович Петруев возвращался из Красноярского края, куда он ездил на уборку урожая. Калмык Эренд- женыч очень жалел, что ему на сей раз не удалось заехать на Алтай. — Что, у вас там, на Алтае, свои? — спросил я Эрендженыча. — Там живут люди, которые в сто раз ближе, чем родные,—спелой вишней забле стели глаза калмыка и сильнее прежнего обозначились скулы. На Алтай привезли его, когда ему шел всего лишь двенадцатый год. На его иж дивении находились три малолетние сест ренки да больная мать. В Косихинском районе на Алтае этот «мужичок с ноготок» работал водовозом в совхозе. Морозы на Алтае с каждым днем все крепчали. Ртутный столб ¡падал до сорока, а то и ниже. Мальчишка-водовоз едва управлялся на лютом холоде с громадной бадьей. И сразу же спешил к кузнице,— там дядя Ваня, больно добрый человек, ни когда не заставлял мальчугана таскать во ду из бочки в кузницу. А пока дядя Ваня опрастывал бочку, маленький водовоз отво дил душу у кузнечного горна. Но не стоит- ся водовозной кляче на морозе. Ее от горна не греет, и она тихонечко вышагивает к ко нюшне. Бывало, хватится водовоз, а клячи уже нет около кузни. Тогда мальчишка бе жит за ней на конюшню. Но вот однажды кузнец Стопарев ска зал ему: — Иди-ка лучше ко мне, паренек, в куз ницу, может, маленькую кувалду поды мешь. Я ее специально для тебя приготовил. На другой день он рано утром, еще до восхода солнца, прибежал на новую рабо ту. Не то на радостях ему так показалось, не то на самом деле кувалда оказалась со всем легкой. Правда, на первых порах он бил ею не совсем в лад с кузнецом, но мимо наковальни ни разу не ударил. Прошло немного дней, и водовоз стал заправским молотобойцем. Кузнечное ис кусство ему так понравилось, что вскоре, через месяц-другой, Иван Сидорович сам стал доверять ему самостоятельные работы. Стопарев добился прибавки хлебного пайка своему подручному и его семье. Петруев совсем воспрянул духом. Мать сказала сыну: «Вот твой дархан1 русский, я понимаю, это настоящий наш спаситель». Еще хорошо чувствовал себя юный водо воз в школе. Как только подъедет, бывало, он к школе, так сразу же учитель Николай Иванович Кравченко пригласит мальчика в школу, чтобы он с ребятами поиграл, а вечерами учит его грамоте. ...Сегодня комбайнер коммунист Эренд- женыч, вспоминая свою работу в деревен ской кузнице на Алтае, говорит: «Мне не забыть последнего —перед смер тью —желания матери: «Сынок, большой ¡грех возьмешь на душу, если забудешь ве ликое добро русского дархана». Шли годы. Эрендженыч вернулся на ро дину, в Поволжье. Теперь уже нет в живых ни кузнеца Стопарева, нн сельского учителя Кравченко. А у калмыка Эрендженыча есть одно заветное желание: накопить деньжо нок и съездить на Алтай, чтоб в знак бла годарности поставить памятники добрым русским дарханам... Историей калмыка Эрендженыча Михаил Александрович был тронут до глубины ду ши. Я видел, как теплеют его глаза при этом рассказе. Нельзя, очевидно, представить Шолохова певцом и бытописателем одного лишь дон ского казачества. Ведь он одновременно с ненасытной жаждой вбирает в себя мате риалы о жизни народов своей необъятной Родины, хорошо знает историю, быт и куль туру людей буквально всех географических широт. Он сетует, что ему довелось побы вать всюду в Европе и Северной Америке, но он еще не побывал в Сибири и Забай калье. Но глубоко ошибется тот, кто по думает, что Шолохов не знает о нашем крае. Ему о Сибири известно больше, чем иным аборигенам ее. У него на столе лежит вырезка из иркутской газеты, где говорит ся, что Братское море затопило лежбища медведей. Хозяин тайги, растревоженный морем, пошел бродить по селам, появляется на Ирети, забегает в Голуметь, где его раньше совсем не видели. Медведь, разбу женный новым морем, позволяет себе не дозволенные шутки. Газетную вырезку при слал в Вёшенскую старик Иван- Петрович Щербаков, скромный бухгалтер из Голуме- ти, который несколько лет назад побывал в гостях у Михаила Александровича. Интерес Шолохова к Братскому морю со всем не случаен. Когда Тихий Дон был со единен судоходным каналом с Волгой-ма- тушкой, Шолохов свои чувства выразил проникновенными словами: «По правобережью среднего Дона много их, сторожевых и могильных курганов. Древней границей стоят они на высотах Дона, как бы озирая и сторожа задонское займище, откуда некогда шли на Русь на бегами и войнами хозары, печенеги, полов цы. В течение веков по левому берегу Та- 1 Дархан — кузнец, мастеровой, мудрый.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2